• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Белинский В. Г.: Очерки Рима. Аполлона Майкова

    Очерки Рима. Аполлона Майкова

    СПб. 1847 

    Вот еще новое и притом особенно поразительное доказательство той истины, нами беспрестанно повторяемой, что теперь со дня на день труднее становится выдерживать роль поэта, и что если теперь стихов не читает почти никто, кроме тех, которые сами упражняются в стихотворстве, так это происходит не от упадка поэзии, а оттого, что требования от поэзии делаются все строже и строже... Г-н Аполлон Майков в 1842 году издал книгу своих стихотворений, в которой почти наполовину было прекрасных пьес, а в этой счастливой половине было десятка полтора превосходных опытов в антологическом роде. Под некоторыми из этих пьес нисколько не удивительно бы увидеть имя самого Пушкина: так дивно хороши они! Талант г. Майкова по преимуществу живописный: его поэзия - всегда картина, блещущая всею истиною черт и красок природы. С этим соединяется у него пластицизм древнегреческого созерцания и выражения. Г-н Майков как будто ошибкою родился не в Элладе и не в век Перикла... Что может быть, так сказать, античнее, например, этой пьески:

    Вот безжизненный обрубок
    Серебра: стопи его
    И вместительный мне кубок
    Слей искусно из него.
    Ни Кипридиных голубок,
    Ни медведиц, ни плеяд
    Не лепи по стенкам длинным:
    Нарисуй в саду пустынном,
    Между роз, толпы менад,
    Выжимающих созрелый,
    Налитой и пожелтелый
    С пышной ветки виноград;
    Вкруг сидят умно и чинно
    Дети перед бочкой винной;
    Фавны с хмелем на челе,
    Вакх под тигрового кожей,
    И Силен румянорожий
    На споткнувшемся осле.

    время талант его уже не производил ничего, что бы могло превзойти первые опыты его в антологическом роде. Вот теперь издал он двадцать семь новых своих стихотворений, писанных на одну и ту же тему, как это показывает заглавие книжки: "Очерки Рима". Разумеется, читая их, мы невольно вспоминали первые опыты г. Майкова и сравнивали с ними эти последние его стихотворения. Сравнение показало, что тут нет прогресса, нет хода вперед... В "Очерках Рима" можно много указать превосходных стихов, но немного стихотворений, в которых все было бы выдержано, все одно другому соответствовало бы, которые своею целостью, полнотою и замкнутостью производили бы на читателя впечатление простое, единичное, не сложное, ясное, но полное, сильное и глубокое... Яркие вспышки истинного творчества видятся более в частностях и подробностях, чем в целом. Может быть, оттого читать их подряд тяжело, несмотря на все удовольствие, которое доставляют они местами. Некоторые из этих стихотворений нам очень понравились, несмотря на то, что полного и глубокого впечатления не произвело на нас ни одно; некоторых же мы вовсе не поняли, как, например, это:

    Анахорет

    Двадцать лет в пустыне
    На скале я прожил,
    Выше туч, туманов
    И громов и молний,

    Изгнанный из мира,
    Горько мир я бросил,
    Но забыть с ним трудно
    Порванные связи.

    И когда вдруг солнце
    Облака разгонит,
    Города в долине
    Заблестят, как искры.

    Мне на мысль приходит -
    В двадцать лет, быть может,
    Все давно свершилось,
    Из чего я бился:

    Бедный сверг оковы;
    Сильны и прекрасны
    Разумом и волей
    Племена земные...


    Пышные кумирни,
    Ловкого злодея
    Не честят, как Бога...

    Иль... быть может, ныне
    Люди и забыли,
    Чем во дни былые
    Доблестны мы были!..

    Вот стихотворение, которое особенно нам понравилось:

    Ах, люби меня без размышлений,
    Без тоски, без думы роковой,
    Без упреков, без пустых сомнений,
    Что тут думать? Я твоя, ты мой!

    Что тебе отчизна, сестры, братья?
    Что нам в том, что скажет умный свет?
    Или холодны мои объятья?
    Иль в очах блаженства страсти нет?

    Я любви не числю и не мерю,
    Нет, любовь есть вся моя душа.
    Я люблю - смеюсь, клянусь и верю...
    Чувствую, как тут я хороша...

    Верь в любви, что счастью не умчаться,
    Верь, как я, о гордый человек,
    Что нам век с тобой не расставаться

    Впервые опубликовано: "Современник", 1847, т. I, No 2, отд. III "Критика и библиография", с. 138 - 141 (вып. в свет 7 февраля).

    Раздел сайта: