А. Н. МАЙКОВ - А. И. МАЙКОВОЙ
<С. -Петербург> 29 сентября 1864 г
... Был на похоронах Григорьева1. На похоронах были только Достоевские, Страхов, Аверкиев, Долгомостьев, Крестовский2, Владимирова3 и Васильев4; из литературы больше никого. Схоронили около Мея5, где, конечно, и мне будет место, ибо мы все принадлежим к одному направлению и служим одному богу - Искусству. Теперь уж в литературе петербургской у меня нет друзей, т. е. душевно меня понимавших. Аполлон Григорьев все собирался разбирать мои стихи - да так и не успел; теперь уж никто не в состоянии написать мой литературный портрет. Ну да бог с ней, с литературой! Уж что-то не пишется; видно довольно!6...
Примечания
Рукописная копия. ИРЛИ. 17017. С. IХб1.
1 См. описание похорон А. А. Григорьева, состоявшихся 28 сентября 1864 г., в кн.: П. Д. Боборыкин. Воспоминания, т. I. M. --Л., 1965, стр. 395.
2 Всеволод Владимирович Крестовский (1840--1895} - беллетрист и поэт. Некоторые его стихотворения нравились Достоевскому.
3 Елизавета Васильевна Владимирова (1840--1918) - актриса Александрийского театра.
4 Павел Васильевич Васильев 2-й (1832--1879) - актер Александрийского театра, выдающийся интерпретатор образов Островского.
5 Лев Александрович Мей (1822--1862) - поэт и драматург.
6 В другом, недатированном письме Майкова к жене встречаются следующие строки об А. А. Григорьеве: "Я тебе во всяком письме писал, что Григорьев все еще в тюрьме; он был выпущен, но дня через четыре - умер. Ты знаешь, что сколь ни безобразно сложился этот человек, в нем были такие силы, утрата которых отзовется на всей литературе; и действительно, с ним кончилось целое направление нашей мысли, нашей критики, именно эстетической - и в связи со всеми жизненными явлениями. После Белинского - критика раздвоилась, как и Белинский, представляя два направления: 1) Белинский натуральный, как он был, и 2) Белинский, сбитый с толку политическими тенденциями. Последнее продолжалось Добролюбовым и окончательно теперь достигло своего апогея в "Русском слове", а первое, т. е. хорошая сторона Белинского,-- в Григорьеве. Ты знаешь, что я очень его любил, и потеря его для меня очень прискорбна... Сходит наше поколение со сцены! Заменяется новым... и, право, сам ли глупеешь, что нового никак принять не можешь, или новое так ново, -- вопросы, которыми наболевает сердце, не могущее не любить, не могущее не верить в то, что любит..." (там же).