• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • Филиппов Т. И. - Майкову А. Н., 20 ноября 1871 г.

    Письмо Т. И. Филиппова к А. Н. Майкову

    Голубчик Аполлон Николаевич!

    Минуты не нашел я, чтобы тебе ответить; да и теперь ответ будет очень неполный, по недостаточной ясности вопроса. Не увидимся ли сегодня у Корниловаб? Там переговорим. Дело может итти о Прокофье Лубкине (времен Анны Ив.), о Даниле, кажется Тимофееве и Кондратии Селивановев"Преступлению и наказанию" и вообще к живущему в нем духу. Он один из нынешних романистов имеет право на название глубокого писателя. О! если бы ему было больше досугу для окончательной художественной отделки. Что бы могло выйти из Ставрогина.

    Твой Т. Филиппов

    20 нояб. 1871

    На верхнем поле 1-й страницы письма приписка Майкова: "Сейчас получил от Филиппова это письмо и препровождаю к Вам. Ответ разнится с Кельсиевымг (2 нрзб.) больных [?] голубей.

    P. S. Извините, что я к Вам не еду. Истинно говорю, на этот раз совершенно недосужно.

    A. M.

    Примечания

    а Из приведенного выше письма Т. И. Филиппова к А. Н. Майкову видно, что вскоре после своего приезда из-за границы, в ноябре 1871 г., Достоевский через своего друга Аполлона Майкова обращается за консультацией и справкой к этому знатоку церковной истории. Т. И. Филиппов был видный служащий Контроля и Синода (чиновник особых поручений по вопросам восточных православных церквей), ставший впоследствии товарищем государственного контролера (с 1878 г.), а затем и государственным контролером (с 1839 г.). В свое время он был одним из виднейших участников кружка молодого "Москвитянина", сильно влияя на Аполлона Григорьева, Островского, Погодина и Писемского своим учением о возвращении России к допетровскому строю и быту, "ко дням Котошихина" с патриаршеством и соборами. Теория эта произвела сильное впечатление на Достоевского в эпоху "почвенничества" (вероятно, через посредство Аполлона Григорьева) и навсегда сохранила над ним свое влияние. Впоследствии Т. И. Филиппов основал "Русскую Беседу", в которой принимали участие Хомяков, Киреевский, Аксаков и Самарин. Т. И. Филиппов был одним из видных членов редакции "Гражданина", т. е. довольно сплоченной группы публицистов, работавших совместно, взаимно влияя друг на друга и фактически сотрудничая в разрешении важнейших вопросов. Сохранившиеся письма главных сотрудников журнала дают представление об этом своеобразном коллективе реакционных мыслителей, сообща разрабатывающих программу и состав своего полуправительственного органа. В частности Т. И. Филиппов живо интересуется всеми нуждами журнала, сам принимает меры к организации его успеха, подбирает сотрудников, ободряет руководителей и даже в ряде вопросов выступает как авторитетнейший эксперт, редактор и отчасти цензор.

    б Корнилов, Иван Петрович (1811-1901) - видный государственный чиновник по ведомству просвещения.

    "у которого, - по свидетельству А. Г. Достоевской, - встречал много ученых лиц, занимавших высокое официальное положение". Корнилов был членом совета Министерства народного просвещения; он пользовался известностью как собиратель старорусских и славянских рукописей и книг. Состоя в 60-х годах попечителем Виленского учебного округа, Корнилов оказал сильнейшее содействие памфлетисту-антисемиту Я. А. Брафману, напечатавшему в то время в "Виленском Вестнике" статью "Взгляды еврея, принявшего православие, на реформу в быте еврейского народа в России". Под влиянием Корнилова тогдашний товарищ министра народного просвещения И. Д. Делянов признал Брафмана особенно полезным правительству в делах о евреях. Он был назначен преподавателем Минской духовной семинарии, избран в действительные члены Императорского географическнго общества, назначен цензором еврейских и польских книг при Главном управлении по делам печати. Эта блестящая карьера объясняется сильнейшей аргументацией, сообщавшейся всему антисемитскому движению в России искусными измышлениями Брафмана о том, что евреи составляют якобы государство в государстве, угрожая этим общим законам и порядку империи. Написанная Брафманом в целях разоблачения "талмудической республики" "Книга Кагала" (она имелась в библиотеке Достоевского) представляла собою сборник постановлений минского кагала XVIII в. в крайне извращенном виде и ложном освещении. На напечатание этого кодекса антисемитизма И. П. Корнилов и выдал Брафману от управления Виленского учебного округа 2500 рублей. Для характеристики воззрений Корнилова примечательно, что впоследствии им был издан особый памятный сборник в честь М. Н. Муравьева-Виленского.

    в "богом, над богами, царем над царями, пророком над пророками". Два других имени (Лубкин и Тимофеев) относятся вероятно также к истории раскола.

    г Кельсиев, Василий Иванович (1835-1872) - писатель-эмигрант, издававший при "Колоколе" Герцена "Общее вече", посвященное расколу как политическому явлению. В 1867 г. вернулся в Россию, отказавшись от революционной деятельности и посвятив себя литературной работе. По мнению А. С. Долинина, Кельсиев мог послужить Достоевскому прототипом для образа Шатова в "Бесах".

    Раздел сайта: