• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Сны

    Сны

    Поэма в четырех песнях

    ПОСВЯЩЕНИЕ

    Уж в зелени берез есть ветки золотые;
    По небу рыхлые, как комы снеговые,

    От севера плывут грядами облака;
    Всё ясно говорит, что осень уж близка;

    Выходят старики, поля обозревая,
    И колос шелушат, про умолот смекая,

    Пытаясь вынести из годовых трудов
    Крупицу опыта для будущих годов...

    И в жизни так пора приходит: разум строгий
    Велит уж подводить под прожитым итоги, -

    И память повела его, как чародей

    В волшебный лабиринт, средь темных галерей,

    И ряд картин пред ним во мраке озаряет...
    На всё, что предо мной она разоблачает.

    Уже взираю я с спокойною душой.
    Уж всё так далеко, всё кажется мечтой!

    Фигуры движутся, как в дымке фимиама,


    И свет таинственный, и муза в тишине
    Всё взором обняла и песни шепчет мне...

    О сын мой, милый сын, как резвый и живой
    Малютка розовый, играешь ты со мной!

    Тебе по вечерам я сказываю сказки,
    И вдруг ты тяжело дышать начнешь, и глазки

    Блеснут слезинкою... Задремлешь ли порой,
    Задумываться я люблю перед тобой

    И губок подвижных в изменчивом движенье
    Угадывать твои невинные виденья...

    И вот ты вырастешь... Быть может, для тебя
    Судьба не даст сказать мне сказку про себя,

    Вот Сны тебе мои... В них всё, что хладный опыт
    Открыл мне, проведя чрез слезы, скорбь и ропот.

    Свидетель будешь ты уже поры иной:
    Быть может, наши Сны сочтешь уже мечтой

    И сказкой наш удел и наших дней страданья...
    Молю - да будет так!..

    ПЕСНЬ ПЕРВАЯ


    Но некогда он мне казался целым миром!

    Уютно он стоит между берез и лип;
    У дома спуск крутой; а там - реки изгиб,

    И за рекою луч, сквозь дождевую тучу,
    Блестит на городке, на домах, сбитых в кучу.

    Веселый смех детей, как в роще пенье птиц,
    Звучит в том домике; в нем нет угрюмых лиц,

    И видимо на всем благословенье бога,
    Хоть бедность не чужда была его порога;

    Зато там был приют простых и добрых чувств
    И билися сердца при имени искусств.

    Искусства труженик, без жажды славы лживой,
    Отец мой там обрел приют себе счастливый.

    Что в жизни вынес он, каким достиг путем
    Житейской мудрости - не знали мы о том...

    Вокруг его друзья немногие сбирались;
    Все вместе старились... лишь смертью разлучались...

    Нам свято имя их: они учили нас...
    Но он, божественный, бывало, углубясь,


    Он пишет в мастерской святых изображенья, -

    Всё из саду к нему заглядываем мы...
    Всё было чудно нам средь влажной полутьмы

    В пространной мастерской: болезненная дума
    В лице художника, творящего без шума,

    В самозабвении, статуи возле стен,
    Холодные как смерть, и подвижной манкен

    С румяной маскою, с горою кудрей жестких,
    Седящий как пророк на плотничьих подмостках.

    Но бросил кисть отец, и "дети" крикнул нам,
    И мы со всех сторон бежим по цветникам,

    Все, даже меньшие, к нему, привстав на цыпки,
    Руками тянутся и ждут его улыбки...

    О, много я часов в той мрачной мастерской
    Провел потом, носясь бог знает где душой!..

    Из братьев я хоть был всех старее годами,
    Но разум спал во мне, как озимь под снегами...

    Когда сбирались мы в кружок по вечерам
    И мать из Библии урок читала нам,


    Но помню, раз она о первых днях творенья

    Рассказывала нам по книге Бытия, -
    Впервые изумлен, внимал прилежно я,

    И после чтения, как братья шли уж в спальни,
    Тихонько убежал я сада в угол дальний

    И, взоры устремив на звездный свод небес,
    Казалось, понял смысл прочитанных чудес.

    С тех пор ума во мне господень перст коснулся,
    И он от праздного бездействия очнулся.

    И много лет потом я помнил этот миг,
    И посвятил ему свой первый детский стих.

    Когда же мать моя нашла его случайно,
    Я, вспыхнув, убежал, стыдясь за труд свой тайный,

    И плакал я, когда она меня нашла,
    И кудри гладила, и с лаской обняла,

    Стараясь мне взглянуть в потупленные очи...
    Я точно вышел вдруг на свет из мрака ночи,

    И в чудном блеске мне являются всегда
    И отрочества дни, и школьные года,


    Волною на песок закинутые челны

    И дев невидимых, которых посвящал
    Я в красоты лесов, пустынь и диких скал.

    Но город, где я рос, мой дар считал юродством.
    Хоть люди в нем цвели от праздности дородством,

    Но праздность видели в занятиях моих
    И кару в худобе моей за чтенье книг,

    И лишь немногие и близкие знакомцы
    Да бурсы городской смиренные питомцы

    Мои творения читали - кто бранил.
    Кто неумеренной хвалой превозносил.

    Но я почувствовал, что их суда мне мало.
    Иное поприще мечта мне открывала.

    К нам быстрая молва за вестью весть несла,
    Что в мире поднялась борьба добра и зла,

    И каждое ловил я огненное слово,
    И жаждал искусить свой дух в борьбе суровой...

    Так в замке, на скале, на дне сырой тюрьмы,
    Вдруг слышно узнику среди глубокой тьмы,


    Всё ближе... Вот дрожат граниты вековые,

    Вот парус как пятно в окне его мелькнул,
    И ветр к нему занес и дым, и криков гул;

    Кругом шипят в воде и бьют о камень ядры;
    Он слухом лишь следит, как движутся эскадры,

    И кинулся б к окну - да окна высоки!
    И, проклиная цепь, он плачет от тоски...

    И я решил отцу открыть свои мученья
    И на далекий путь просить благословенья.

    Спокойно выслушал слова мои старик
    И, помню, просиял как юноша в тот миг.

    "Тебе не место здесь", - сказал он, вдохновенный,
    И к матери повел в покой уединенный.

    И говорил я ей, что гибну я в глуши;
    Что дар коснеет мой в бездействии души;

    Что славное пришло для человека время;
    Что новое господь на землю бросил семя;

    Что в душу избранных его он насадил
    И страждущим раздать велел, и - час пробил -


    Как Ною радуга над беспредельной бездной;

    Что зданья старого дрожит уже скелет
    И в трещины его уж новый блещет свет;

    Что некий муж, в ночи являясь, мне глаголет:
    "Где посох твой? Вставай!" - и в путь идти неволит.

    "Пусти, - я умолял, - я буду утешать
    Надеждой скорбного и добрых прославлять!"

    Всё выслушав, она промолвила мне строго:
    "Но где же знаменье, что это голос бога?

    Нам сказано: не все внушенья - от небес,
    И образ ангела приемлет часто бес".

    А я: "Нет, не земным подвигнут я внушеньем,
    Его проверил я молитвой и сомненьем.

    Кто знает? То, над чем и старец изнемог,
    Нередко лепетом младенца скажет бог!

    О, не держи меня и дай благословенье,
    Да чистый шествую я ближним во служенье".

    И голову склонил к ее коленам я.
    И, взор то на отца стремя, то на меня,


    "Тебе ответствовать могу я лишь слезами!

    Останешься ль у нас - ты будешь тосковать
    И скрытой скорбию мне душу надрывать!..

    Уйдешь... о, для чего тебя я породила!.."
    Но больше говорить ей сила изменила.

    И плакала она, склонясь ко мне главой,
    И тихо молвила: "Иди! Господь с тобой!"

    Досель, о дивная, мне образ твой сияет!
    Слеза безмолвная с ресницы упадает...

    Покорно говорят уста твои: "Иди!",
    А руки жмут меня к взволнованной груди...

    Но вот отец развел твои тихонько руки,
    И обнял он тебя, свои скрывая муки,

    Мне подал знак уйти, а сам тебе шептал
    Слова святых надежд и в очи целовал...

    И я оставил сень отеческого дома.
    И дни прошли в пути. Душевная истома

    Меня лишала сил. Осенний ветер выл...
    Впервые понял я, как дом отцовский мил,


    Всё что-то высказать, казалось, мне хотела..,

    Из сердца моего, бог ведает куда,
    Мечты умчалися, как птички из гнезда...

    Я на горы взошел. Долины в мгле тонули,
    И звезды в небесах холодные блеснули...

    И страшным сном в ту ночь мой дух был возмущен.
    То был пророческий, тревоги полный сон.

    Он возвестил мне всё, что после совершилось...
    Но поздно мне его значение раскрылось.

    ПЕСНЬ ВТОРАЯ

    Мне снилось, что я всё в горах еще бродил.
    Всечасно на пути мой шаг меж плит скользил.

    Лопух, чертополох за платье мне цеплялись,
    И точно духи, в них дремавшие, взвивались

    И били крыльями, как птицы. Грудь мою
    Сжимал пустыни страх. Вдруг вижу, на краю

    Обрыва гор стоит почтенный странник, резко
    Рисуясь статуей на небе, полном блеска.

    Я радостно, узрев живое существо,


    Он поднял голову, как будто с неохотой
    Прощаясь с думою и тяжкою заботой.

    "Куда стремишься ты?" - спросил он. Я в ответ:
    "Ищу я истины, иду туда, где свет".

    Он на слова мои так горько улыбнулся,
    Что я потупил взор и духом содрогнулся.

    Но тотчас прежний вид спокойствия приняв,
    Он молвил кротко мне: "Да, юноша, ты прав.

    Иди за мной. Тебе я славный путь открою".
    Сказав, он до меня дотронулся рукою,

    И полетели мы в пространстве голубом,
    Как два орла летят, не двигая крылом.

    Воздушный сей полет мне не казался странным.
    Дол скрылся. Месяц всплыл над облаком туманным,

    Как будто снежную метель в нем серебря,
    И дух мой весел был. Когда ж зажглась заря,

    Обширный увидал я город. В нем, как ленты,
    Шли улицы. Кругом дворцы и монументы,

    И башни, и мосты. Народ везде кишка,


    Где цельные быки на вертелах вращались,
    Пылали маяки и знамена качались.

    И стал я различать, спускаясь, звук трубы,
    И стон, и вой, и крик, и частый треск пальбы.

    У городских ворот спустились мы на землю,
    И я едва успел опомниться, как внемлю,

    Что по полю на нас толпа людей валит,
    Как туча черная, и дико голосит.

    Как пух во облаке поднятой вихрем пыли.
    Помчался с ними я. Они в крови все были,

    И я гляжу-на мне одежды не мои!
    Я тронул их рукой - смотрю, рука в крови;

    Я крикнуть к спутнику хотел, но вижу: красным
    Он машет колпаком и голосом ужасным

    Перед толпой вопит, как зверь свиреп, космат...
    "То он ли?" - думал я и страхом был объят.

    Но он, схватив меня рукой, "Беснуйся с ними!
    Кричи! - сказал. - И прочь с сомненьями пустыми!"

    Вбежали в город мы. Дома одни горят,


    Повсюду битвы след. Размещены дороги,
    Об мертвых, что ни шаг, то путаются ноги.

    Там, с шпагою в руке, патриций молодой
    Лежит, упав навзничь, с разбитой головой.

    Там женщина: с одежд струею кровь лиется,
    А на груди ее живой ребенок бьется.

    За горло двое там схватясь, разинув зев,
    Валялись мертвые, в борьбе окостенев.

    Там груды целые, и мы чрез них неслися,
    И выбежали вдруг на площадь, где стеклися

    Несметные толпы и точно ждали нас,
    Вокруг больших костров крича и веселясь.

    И начали кидать в костер сокровищ груды.
    Со звоном лопались хрустальные сосуды.

    Церковной утвари расплавленный металл
    С костра горящими ручьями ниспадал.

    На куклу вздев венец и царские доспехи,
    Ее повергли в огнь при сатанинском смехе.

    "Воспой их торжество!" - мой спутник мне вопил,


    Я вижу - женщину везут на колеснице
    И честь ей воздают, как следует царице.

    То полная была, румяная жена.
    Чело в венке из роз, до чресл обнажена,

    На клики и почет, что чернь ей расточала,
    Ругательством она и смехом отвечала.

    Вокруг танцовщицы шли, бубнами стуча,
    Жрецы, и трубачи, и вестники, крича:

    "Раздайтесь! Се Любви богиня, Мать-Природа!"
    Как змей ползет в нору, вся вереница хода

    По лестнице во храм ушла. И я толпой
    Туда же вдвинут был. Тут дух смутился мой

    Иным позорищем. Весь храм сиял огнями.
    От верху до низу, как в цирке, ступенями,

    Шел помост, как цветник, толпой мужей и жен
    Пестрея. Посреди был идол водружен -

    Сатир, при хохоте вакханки богомерзкой,
    Срывающий покров с весталки лапой дерзкой.

    У ног кумира сонм жрецов стеной стоял


    "Возрадуйтесь! Конец насильству и работе:
    Мы мир преобразить грядем во имя плоти!"

    В ответ, при стуке чаш, при кликах торжества,
    Вокруг раздался взрыв хулений божества,

    И с наглостью мужи и жены пред собраньем
    Являли свой восторг бесстыдным лобызаньем.

    Мой спутник тихо мне: "Сегодня кончен бой
    За власть. Наутро же подымется другой.

    Покуда - твой черед. Мгновение приспело,
    И слава - твой удел, лишь что скажу я - делай!"

    Сказав, явился он в кругу жрецов других.
    Как их верховный жрец, в одеждах дорогих.

    Пред голосом его их крики были малы.
    Так пред рыканьем льва смолкают вдруг шакалы,

    И хор болотных жаб, и крики птиц ночных,
    И всякий звук в степи замрет на краткий миг.

    Ругаясь над трудом, над троном, над святыней,
    Он чернь превозносил и, призывая ныне

    Ее к великому свободы торжеству


    Который, цепь разбив и надышавшись волей,
    От гнева отдыхать улегся на престоле,

    Воззвал ко мне: "Певец! Вот наше божество! -
    На идол указав. - Воспой же нам его!"

    И подал с высоты мне золотую лиру.
    Но, любострастному в лицо взглянув сатиру,

    Негодования не мог я превозмочь
    И лиру срамную отбросил гневно прочь.

    "Свобода, - я вскричал, - не пир, не рабство крови,
    А духа торжество и благодать любови!

    От сердца песнь моя; а сердцем чужд я вам
    И гимна не спою разнузданным страстям!"

    Мой спутник с высоты меня окинул взором,
    И взор его блеснул, как молния, укором.

    Но я, трепещущий, далёко был. В тот миг
    Виденья чистые моих пустынь родных

    И профиль матери, пред образом стоящей,
    Мелькнули предо мной... Так путник, весь дрожащий,

    В грозу, при молнии увидит пред собой


    Но то был миг один. По храму гул промчался.
    И, точно гром в горах, ужасный крик раздался:

    "В огонь его, в огонь поборника цепей!"
    И всё задвигалось. Жрецы от алтарей,

    С подмосток вся толпа, как лютых тигров стая,
    Рванулась на меня, всё на пути ломая...

    Я схвачен, поднят был и, слыша дикий вой,
    На зверских лицах вкруг конец читая свой,

    Я бился, выскользнуть стараясь на свободу,
    Как угорь пойманный скользит и рвется в воду

    Из рук детей, в весну шумливою гурьбой
    Пришедших на расплёс, оставленный рекой.

    Но, выбившись из сил, уже я помню смутно,
    Что с хохотом слился народа рев беспутный,

    И я над бездною туманною стою,
    И подле путник мой, личину сняв свою,

    Как прежде, важен, тих, и с кротостью благою
    "Прощай, - мне говорит, - мы встретимся с тобою.

    Но помни: океан, бушуя, ил со дна


    И берега цветут от брошенного ила".
    Значенье этих слов тогда мне тайной было.

    От ужаса едва сознание храня,
    Я смутно понимал, что вождь мой спас меня.

    И он исчез. И тут от скорби и смятенья
    Я стал переходить в холодное забвенье.

    Лишь чувствовал, что мрак вокруг меня густел,
    Сырой, ужасный мрак... и я летел, летел...

    ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

    Когда заблудшийся в ночи, в лесу густом,
    Вдруг слышит шепот струй и, слухом лишь ведом,

    Приходит к озеру, и вдруг на влаге спящей
    Увидит - огонек плывет к нему дрожащий,

    Поняв, что то ладьи вдоль берега кружат,
    Что раков ловят там иль сонных щук багрят,

    Он мыслит, что спасен от голода и зверя,
    И дышит радостно, в свое спасенье веря, -

    Так жизни свет в душе я снова ощутил.
    Еще без голоса, но очи уж открыл


    И всё понятнее кругом мне становилось.

    На лестнице дворца лежу я, недвижим,

    В ином уж городе. Патруль прошел. Но им

    Я не замечен был. Заря меж тем вставала,
    И бледная лазурь на небе оживала.

    Я встал и в путь пошел. Всё тихо. Ни собак,
    Ни запоздавшихся по улицам гуляк.

    Вот зданье - всё темно, но уж над ним зарею
    Сияла статуя, держа весы рукою.

    Там первые лучи заискрилися вдруг
    На буквах золотых. Прочел я: "Храм наук".

    Я дальше. Вот чертог. Уж окон верхний ярус
    Горит как жар. Лес мачт, кой-где алевший парус,

    Меркурий и Нептун мне дали разуметь,
    Что то торговли храм. Успел лишь оглядеть

    Его, как пантеон узрел я величавый
    "Гражданских доблестей и дел воинской славы".

    На солнце он уж весь сиял. К нему пути
    Уставлены людьми, литыми из меди.


    Смотрел я вниз - и дух мой радость окрылила.

    Столб солнечных лучей забрызгал по реке;
    С церквей понесся звон. Вблизи и вдалеке

    Задвигался народ; суда пошли, обозы...
    "О, вот счастливый край!" - воскликнул я сквозь слезы.

    Тут двинулись полки, литаврами гремя.
    Народ в какой-то храм бежал. За ним и я.

    "Алтарь отечества", - прочел я у фронтона.
    Войска туда несли развитые знамена.

    Явился царь. Как лев, спокоен был он, тих;
    Как солнце он сиял средь подданных своих,

    Среди сподвижников цветущих и маститых,
    Широкой лентою через плечо повитых.

    С явлением его в строю блестящих рот
    Раздался звучный клик, и шапки снял народ.

    Мне в душу ясный лик царя запал глубоко,
    И я для сей страны стал гимн слагать высокой.

    Попарно уж стихи рождались в голове;
    Виднелась бездна рифм, как по лугу в траве


    Стал мысль я убирать и стих ловить счастливый,

    Как праздник кончился и, говора полна,
    От храма хлынула народная волна.

    Я с нею двинулся. Но дух мой умиленный
    Смущен картиною нежданною мгновенно.

    В народе, вижу я, схватили старила.
    С бумагою его костлявая рука

    Махала высоко в толпе над головами.
    "К царю, к царю!" - вопил он, скрежеща зубами.

    "Что это?" - я в толпе ближайшего спросил,
    Но, оглядев меня, тот взоры отвратил.

    Когда же, стражею осилен, старец скрылся,
    Стоявший предо мной ко мне оборотился

    И, задыхайся от внутренней грозы,
    Сказал мне, осуша в ланитах след слезы:

    "Ты, верно, здесь чужой иль вырос на безлюдье,
    Что смеешь говорить пред делом правосудья!"

    Но, умягчась потом: "Старик тот в годы слез
    Всё достояние отечеству принес.


    И жаловаться он пошел на комиссара.

    И как уж суд судил - не знаю до сих пор, -
    Но он был обвинен как казнокрад и вор,

    А комиссар и днесь, без всякой укоризны,
    Жиреет бедствием народа и отчизны".

    Заметив мой испуг, он продолжал смеясь:
    "Однако не всегда блаженствует у нас,

    Кто смело заповедь нарушит "не укради".
    Ссылают и воров, разнообразья ради.

    Как пес прикормленный, здесь вору друг - закон,
    Лишь не воруй один. Строжайший заведен

    Порядок у воров, и в том их самохвальство,
    Чтоб часть была тебе и часть бы для начальства!

    В всеобщем грабеже - всеобщий и дележ!
    А грянет свыше гром - виновных не найдешь!

    В начальстве - ни пятна, и честны ревизоры,
    А царство целое едят, как черви, воры!

    Старик тот ждал царя... Мы рвемся все к царю!
    Да свечи за него мы ставим к алтарю!


    Но путь до истины ему недосягаем.

    Куда ни взглянет он, сам жаждой знать томим,
    Мгновенно вид иной приемлет всё пред ним!

    Стеной клевет, и лжи, и лести ядовитой
    И царство от царя и царь от царства скрыты.

    Но... боже! что со мной! - сказал он, вздрогнув весь. -
    Всё видеть и молчать - в том мудрость жизни здесь!

    Да рвется из души невольно злое горе".
    Замолкши, канул он в толпе, как камень в море.

    Мне душу охватил неведомый испуг.
    Увидя вдалеке знакомый храм наук,

    Я в сень его спешил искать успокоенья.
    Тут новое меня сразило изумленье.

    Я вижу - юноши сидят на ступенях,
    С котомкою у ног, с слезами на глазах.

    На их одеждах пыль дороги отдаленной.
    Украдкой между них нырял старик согбенный

    И, озираясь вкруг, им книги раздавал,
    Меня увидя, он в отчаянье вскричал:

    "Еще один! и ты, как в край обетованья,
    Из дальней, чай, страны пришел ко храму знанья!

    Увы, несчастные! закрыт для вас сей храм!"
    И, отойдя со мной, он волю дал речам:

    "Ты старше всех, тебе за тайну я открою:
    Наука сражена была здесь клеветою.

    "Наука - это бунт!" - твердили в слух царя...
    Коснулся дерзкий лом ее уж алтаря.

    Затушен был огонь, и, как воспоминанье,
    Для вида надпись лишь оставлена на зданье.

    Лишь избранная там вкушает молодежь
    В софизмы дикие обернутую ложь...

    Наука, вся в слезах, как скорбная Ниоба,
    Средь воплей чад своих, которых давит злоба,

    Возводит взор к царю... Но слух его закрыт!..
    О, если бы ты знал, как грудь ее скорбит!

    Устроен трибунал под веденьем сержанта,
    Чтоб крылья обрезать у всякого таланта.

    Сломив сатиры бич и в форменный наряд
    Одевши резвых муз, от мзды спасли разврат,


    Необходимое для царства учрежденье!..

    Беги от здешних мест, пока есть мощь в душе!
    Я - стар, и зло допью в заржавленном ковше...

    Был тоже молод я, был верный жрец науки...
    Беги, - сказал он, сжав мне крепко обе руки, -

    Беги, иль, оробев однажды навсегда,
    Не знай в душе своей ни чести, ни стыда,

    Не то - да будет вот, смотри, тебе уроком", -
    И оглянулся я: в молчании глубоком

    Пред нами скованных колодников вели.
    Солдаты с ружьями вкруг их сурово шли,

    Прохожие в суму монету им кидали
    И молчаливо их глазами провожали.

    Меж зверских лиц один пленил меня красой
    И взглядом женственным, и я, скорбя душой,

    Несчастному подать желая утешенье,
    Спросил, приблизившись: "В чем ваше преступленье?"

    Один ответил тут мне с хохотом в устах
    Такою шуткою, что мозг в моих костях


    То слыша, юноша, собою не владея,

    С цепями длань подняв, "о боже" простонал
    И, видя ужас мой, весь вспыхнув, мне сказал:

    "Не думай, что мы все безбожники такие!
    Мы терпим ту же казнь, но за вины другие,

    Хоть выше кары нет, как чувствовать весь век,
    Что об руку с тобой есть зверь, не человек!"

    "За что ж, - спросил я, - ты страдаешь, отрок милый?"
    - "О, юности моей потерянные силы!

    Как почки сочных роз, вы сгибли не цветя! -
    Воскликнул он. - Я был почти еще дитя,

    Почти по слухам знал отечества я раны,
    И - дети - строили безумные мы планы!

    Но в детском лепете был слышен правды глас, -
    И вот-с злодеями сравняли казнью нас!"

    "Несчастный!" - я вскричал, ушам не доверяя
    И жаркие к нему объятья простирая, -

    Но сторож с важностью меня отсторонил
    И, перепуганный, вкруг взоры обводил;


    "Что ты? - он закричал. - Что ты, неосторожный!

    Несчастье ближнего прилипчивей чумы!
    О, горе нам теперь! погибли оба мы!"

    И, судорожно сжав мне руку, он стрелою
    Помчался в ужасе, влача меня с собою.

    Я падал, я стонал, а он вопил: "Беги!" -
    Как будто гнали нас незримые враги.

    Вот город кончился, вот поле вкруг глухое,
    А всё в ушах "беги!" звенело роковое,

    "Беги!". Но скоро я упал, изнеможен,
    Вцёпяся в спутника, но гневно рвался он...

    Так утопающий товарища хватает,
    Который сам терять уж силы начинает

    И в ужасе, презрев несчастного мольбу,
    В богопротивную вступает с ним борьбу...

    Но миг - и вырвался вожатый мой и скрылся...
    Широкий горизонт вкруг мраком обложился..,

    В тупом бессмыслии глядел я, как исчез
    Последний лоскуток лазуревых небес,


    Уходит, отвратя лицо свое от мира,

    А сумрачный Князь Тьмы, с тиарой на челе,
    Победно шествует владыкой по земле,

    И с ним его сыны, как псов голодных своры,
    Трибуны и жрецы, клеветники и воры...

    И вот уж с грохотом тяжелых колесниц
    Всё ближе визг и вой... Я пал на землю ниц,

    Слова младенческих молитв припомнить тщился
    И только "Отче наш" сказал - и пробудился.

    ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

    С тех пор прошли года... Обманут верой страстной,
    Я в жизни изнемог... Сбылся мой сон ужасный!..

    Повсюду пламенным мечтам моим в ответ
    В судьбах народов я читал: "Надежды нет!"

    С презрением в душе к бессилью человека,
    Все боли разделив обманутого века,

    Равно я поражал насмешкою своей
    И веру стариков, и страстный пыл детей.

    Сомненье стало мне и гордостью, и мукой,


    Лишь тот, кто слышал раз, как, падая, стучит
    Земля о хладный гроб, где труп любезный скрыт,

    Поймет, как тяжело душе, в порыве к благу,
    С горячей верою, терять на жизнь отвагу;

    Поймет, как тяжело, стуча рукою в грудь,
    В отчаяньи стонать: "Всё тщетно! Кончен путь!

    Нет! с жизнью нечего мне больше лицемерить,
    В ней нечего любить, и не во что в ней верить!"

    Болящею душой в забвеньи потонуть
    Хотелось мне, и вот опять я вышел в путь...

    Дохнуть мне воздухом пустынных мест хотелось,
    Где сладко некогда мне думалось и пелось..,

    Я шел - и каждый миг ясней мне образ был,
    Каким я тот же путь когда-то проходил.

    Тот образ точно шел теперь со мною рядом,
    Как мальчик с старцем, то допрашивая взглядом

    Иль словом старика, то мчась за мотыльком,
    То лепеча с собой бог ведает о чем.

    И душу умилил мне спутник мой незримый,


    Вон церковь вдалеке - и он свернул с пути
    Туда вечерние молитвы принести;

    Колодезь - там стоит крестьянка молодая,
    Толпятся овцы вкруг, у пойла ожидая, -

    Он деву мысленно Ревеккою зовет.
    Там жатва: труд кипит, сверкает серп, и вот -

    Из книги Руфи стих, как рожь, благоуханный,
    Твердит он, запахом колосьев обаянный...

    И вот на рубеже лесов и гор родных
    Благословенный сон коснулся вежд моих.

    Мне снилось: сквозь туман ищу я всё дорогу,
    Но вот густая мгла редеет понемногу;

    Долина чудная открылась предо мной,
    Сады цветут вдоль гор, алеющих зарей;

    Озера розовым вдали сияют блеском,
    И воды нежат слух, как арфы, звучным плеском.

    Прохладный ветерок на голову и грудь
    Порхнул мне, и едва я им успел дохнуть,

    Как вижу - предо мной та Муза, что слетала


    И та же у нее звучала песнь в устах,
    И в этой пеоне всё, как в утренних лучах,

    Дышало свежестью - святые сердца грезы,
    Молитвой тихою исторгнутые слезы,

    И счастья, и добра высокий идеал...
    И, слушая ее, я тихо зарыдал.

    Она ж мне ласково: "Мечтатель одинокий!
    Как смертный, как слепец свершил ты путь далекий!

    Из жизни мира ты единый видел миг:
    Его не обнял ты и смысла не проник!

    Последуй же туда, где смертных суд смолкает".
    И вот - небесная мне руку простирает,

    И, как две горлицы, теряяся в лучах
    Златого утра, мы помчались в небесах.

    В странах заоблачных полет наш удержала
    Она и молча вниз рукой мне указала.

    Святая на земле царила тишина.
    Я жадно узнавал, где город, где страна,

    В которых я бывал, где тщетно тратил силы,


    Но - чудо! Города, которые кляня,
    В слезах отчаянья навек, покинул я,

    В которых, думал я, всё гибнет без возврата
    От беззакония, слепотства и разврата, -

    Блистают и цветут! На всем печать труда!
    Как чайки к ним плывут крылатые суда...

    Вон слышны молотов удары, вздохи машин,
    И рог пастушеский, и песнь с лугов и пашен,

    И, изумлением проникнут, я спросил:
    "Какой же это мир? Откуда столько сил?

    Вот край. Он сдавлен злом, но рвется жизнь отвсюду,
    Как сочная трава сквозь каменную груду.

    А это что?.. Смотри: там люди строят храм...
    Ужель то зодчий их?.. Да, точно!.. То он сам!..

    Его я видел раз... он был тогда ужасен!..
    Как он задумался! Как силен! Как прекрасен!.."

    Она ж: "На время дух пытливый усмири.
    Я трепещу сама. Все силы собери,

    Как бы готовяся на подвиг чрезвычайный...
    ".

    И вот, клубясь, с земли промчался фимиам,
    Как в арфе струнный гул, послышалося нам,

    Что звуки носятся по горнему чертогу.
    И Муза: "То летят мольбы народов к богу!

    Внимай!" И, трепеща, в мольбах земных племен
    Услышал я слова: "Отец! ты совершен, -

    Да будем, яко ты, и мы все совершенны!"
    Тут точно с глаз моих покров совлекся тленный,

    Но Муза мне: "Молись от сердца полноты!


    Знай, к свету жизнь его стремится шагом твердым.
    В ней страсти розные звучат одним аккордом.

    И слышит полноту и мощь его лишь бог.
    Мысль не проходит мир без жертвы и тревог,


    Вам указующий на пропасти и бездны.

    Ты человечества таинственный удел
    Лишь жизнью смертного измерить захотел...

    Нет, поколенья в нем, события и люди -


    Идет она вперед, безмолвно, как судьба,
    Ступает на цветы, ступает на гроба,

    Упадших жертв в среде своей не замечая,
    То руша, то творя и каждый миг мужая...


    В самом в нем сила есть, врачующая зло!

    Там грянет вдруг она торжественным ударом:
    Войной, и ужасом, и кровью, и пожаром;

    Здесь - всходит, как заря, в предызбранных мужах,


    Ты плачешь... То слеза любви и умиленья!..
    Но вижу я в тебе еще одно сомненье.

    Как созерцаньем звезд, ты мыслию одной
    О человечестве подавлен и с тоской


    Былинка, прах, ничто? Что труд твой? Слезы, горе?

    Из малых капель слит могучий океан:
    Так с человечеством, о смертный, ты слиян!

    Ты - часть его, ты - луч единого светила!
    "!

    Стремися лучшим быть, трудись, иди вперед -
    И веруй: чистый труд во благо всех идет...

    И ты, певец, блажен, - блажен, что знал страданья!
    Ты утвердишь на них души своей созданья!


    Откуда ясен мир, - ее достигнул ты,

    И пусть из царства зорь, из мира благовоний,
    И вечной юности, и света, и гармоний

    На землю падает святая песнь твоя,


    Как лучшей жизни весть, как пенье вольной птицы,
    Мелькнувшей узнику в отверстии темницы.

    Блаженством чистых слез смягчив сердца людей,
    Та песнь их возродит для новых, лучших дней..."


    Как нива в засуху впивает дождь отрадный...

    Мой жребий просиял. Мгновенно новый свет
    Мне разом озарил событья многих лет...

    Как шум незримых вод; в грядущем в то мгновенье


    И, полн восторга, в путь я снова поднялся...
    И вот - они шумят, родимые леса!

    Вот старых лип верхи, и вот, меня встречая,
    Визжит домашний пес... Вот дом, вот мастерская,


    И пишет, прослезясь, Скорбящей Девы лик.

    Знакомым голосом встревожен, кисть бросает...
    от с воплем мать бежит, смеется и рыдает,

    И к сердцу жмет меня, и шепчет в тишине:
    "На горе ты рожден... но тем и мил ты мне!"

    <1855>
    Петербург
    Корвет "Баян"
    1856-1858

    Сны. Впервые - "Русское слово", 1859, No 1, с. 1 с цензурными купюрами (выпущено 122 ст. в "песни третьей", от слов: "В народе, вижу я, схватили старика" и до слов: "Как будто гнали нас незримые враги"). Впервые текст исключенных цензурой ст. опубликован в Ежегоднике, 1974, с. 46-49. С восстановлением цензурных изъятий текст поэмы опубликован в изд.: А. Н. Майков. Избранные произведения. БП, БС. Там же приведены некоторые варианты, важные для уяснения сложной и противоречивой политической позиции Майкова в середине 1850-х годов, в том числе фрагмент чернового наброска посвящения к поэме, позволяющий предполагать, что первоначально оно было адресовано друзьям поэта из кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, и в первую очередь, по-видимому, Ф. М. Достоевскому.

    Многочисленные архивные материалы свидетельствуют о том, что Майков в течение долгого времени (1855-1859) работал над поэмой, неоднократно возвращаясь к наиболее важным ее эпизодам. В октябре - ноябре 1855 г. автор читал поэму (в первоначальной редакции) близким друзьям и знакомым. "Вы помните это прекрасное стихотворение, - писал И. А. Гончаров Е. В. Толстой 20 октября 1855 г., - но тогда была одна половина, он прибавил другую, где сильно говорит о злоупотреблениях, ворах и невежестве в нашей родной стране и о том, как внешний вид порядка и строгости прикрывает все это. Сказанное в дантовском тоне, - это выходит величаво, мрачно и правдиво" ("Голос минувшего", 1913, No 11, с. 228). А. В. Никитенко записал в дневнике 24 ноября 1855 г.: "На днях <А. Н. Майков> читал у меня свое новое стихотворение "Сны". Оно написано уже в другом духе, чем последние его пьесы. Я советую Майкову не вдаваться ни в какие суетные учения или партии, а быть просто художником, к чему у него истинное призвание" (Дневник, т. 1, с. 425). Говоря о последних пьесах Майкова, А. В. Никитенко в первую очередь имел, по всей вероятности, в виду его стих., посвященные Николаю I, вызвавшие негодование демократической общественности (см. примеч. к стих. <"Коляска">, с. 497). В поэме "Сны", особенно в запрещенных цензурой строках, отразились совсем иные настроения автора, близкие передовой части русского общества. Позиция Майкова, впрочем, была весьма неустойчива. В декабре 1855 г. он писал, что "грех" сборника "1854-й год" искупается "не менее страстно, и, следовательно, опять далеко от истинной поэзии, - "Сном" - подражание Данту..." (Ежегодник, 1975, с. 86). А 15 апреля 1857 г. в письме к П. А. Плетневу вновь говорил о важном для него значении "Снов": "... нынешняя осень и зима были для меня самые счастливые в моей жизни авторской <...> я написал очень много, и чувствую сам, попал наконец на хорошую дорогу. И стих и приемы ѓ- все стало иное. Этому много виною, что в общих положениях (в моей философии) попал я на хороший Standpunkt <Сточку зрения, нем. - Ред.>, забрался на такую высоту, откуда понял значение событий и явлений, каким был свидетель в жизни, и решил инстинктивно, для себя, разумеется, многие из вопросов литературных, которые составляют предметы споров нашего пишущего мира. Следствием этого был величайший, благословеннейший мир в душе моей, полная свобода от чужих принятых и отвергаемых воззрений и новое, спокойное течение мыслей и стихов. Успокоенная насчет вопросов века, муза моя разродилась <...> целой поэмой в 4-е песни. Поэма эта развилась из тех двух видений, которые я читал Вам прошлого года. Эти видения вошли в нее. Теперь вся она, кажется, кончена... (Ежегодник, 1975, с. 92-93).

    Все старания Майкова опубликовать поэму полностью не увенчались успехом. После публикации "Снов" в "Русском слове" в искаженном цензурой виде Гончаров писал автору, интересовавшемуся отзывами о поэме: "Я, собственно, я - не шутя слышу в ней Данта, то есть форма, образ, речь, склад <...> Но говорят о нем - скажу откровенно - мало Причина этому, конечно, Вам понятна: поэма не вся напечатана, из нее вырезано сердце, разрушена ее симметричность, словом, она искажена и со стороны архитектуры, н со стороны мысли <....> По-моему, ничто так сильно не доказывает Вашего искреннего и горячего служения искусству, как эта. поема: Вы создавали, не заботясь о ценсуре, о печати, Вы были истинный поэт в ней и по исполнению, столько же и по намерению" (И, А. Гончаров, Собр. соч. в 8 тт., М., 1977-1980, т. 8, с, 267-268). Находясь в Ницце, Майков читал свою поэму в доценаурном варианте П. А. Вяземскому, который сообщал 6 (18) декабря 1858 г. М. П. Погодину: "Здесь русская эскадра, при ней русская литература: Майков и Григорович <...> Майков написал прекрасную поэму "Сны", где много поэзии и действительности" (ГБЛ). По-видимому, там же автор читал "Сны" и семье декабриста С. Г. Волконского, в архиве которого сохранилось несколько списков этой поэмы.

    Посвящение. О сын мой, милый сын, как резвый и живой и т. д. - "Посвящение" и вся поэма автобиографичны.. Здесь, вероятно, имеется в виду сын поэта, Николай, родившийся 24 января 1853 г.

    Никольском, недалеко от Троице-Сергиевской лавры. Из братьев я хоть был всех старее годами. - Братья Майковы: Аполлон (1821-1897), Валериан (1823-1847), Владимир (1826-1885); журналист и переводчик, Леонид (1839-1900), историк литературы, академик. Красным // Он машет колпаком... - Красный колпак - фригийский.

    Песнь третья. Явился царь и т. д. - Речь идет о Николае I. Убежденный монархист, Майков тем не менее не мог не ощущать, в каком тяжелейшем положении находилась Россия во времена николаевской реакции. Однако он склонен был объяснять все злоупотребления лишь влиянием на царя окружающих его лживых, ничтожных и презирающих народ и родину сановников (см. эпиграмму "С народом говори, не сдержанный боязнью..." и стих. "Окончена война. Подписан подлый мир..."). От храма хлынула народная волна. - См. примеч. к стих. "Вне ограды Campo Santo...", т. 1, с. 526. "Наука - эго бунт!" - твердили в слух царя... и т. д. - В 1849 г. появились настойчивые слухи, вызванные постоянным ужесточением правительственной реакции, о закрытии университетов и превращении их в узкоспециальные учебные заведения. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. начальством было инспирировано "желание" студентов обучаться военному строю, чтобы в случае необходимости вступить в ополчение.

    Песнь четвертая. В черновых набросках этой "песни" имеются строки, связанные с коронацией Александра II (26 августа 1856, Москва), - они позволяют прояснить позицию Майкова, уповавшего на решительные преобразования, которых он ожидал от нового императора,

    Л. Гейро

    Раздел сайта: