ВОПРОС
Мы все, блюстители огня на алтаре,
Вверху стоящие, что город на горе,
Дабы всем виден был; мы, соль земли, мы, свет,
Когда голодные толпы в годину бед
Из темных долов к нам о хлебе вопиют, -
О, мы прокормим их, весь этот темный люд!
Чтобы не умереть ему, не голодать -
Нам есть что дать!
И жгучим голодом духовным он взалкал,
И вдруг о помощи возопиял бы к нам,
Своим учителям, пророкам и вождям, -
Мы все, хранители огня на алтаре,
Дабы всем виден был и в ту светил бы тьму, -
Что дали б мы ему?
<1873>
Примечания
"Складчина", СПб., 1874, с. 429. Стих. доставлено в редакцию не позднее 29 января 1874 г. В автографе, предназначавшемся, судя по пометам, для "Складчины", запись Майкова. "Имел в виду не одних писателей, а всю интеллигенцию, т. с. весь образованный класс. Ясно это или нет?" Мы все блюстители огня на алтаре, и т. д. - Восходит к евангельскому тексту (Матф., V, 13-14). Откликаясь на стих. Майкова, критик народнического направления Н. К. Михайловский писал: "Мне кажется, его так и следует понимать исключительно как вопрос...", но вопрос, по мнению критика, важный, ибо, "что, в случае надобности, дадим мы народу из запаса своей духовной пищи? Многого он не возьмет ни за что <...> или по крайней мере будет отбиваться изо всех сил. Многое мы, пожалуй, и посовестимся дать. Многое он знает не хуже нашего..." ("Отечественные записки", 1874, No 4, с. 402).