• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • * * * ("Аскет! ты некогда в пустыне... ")

    * * *

    Аскет! ты некогда в пустыне,
    Перед величьем божества,
    Изрек, восторженный, и ныне
    Еще не смолкшие слова:
    "Жизнь эта - сон и сновиденье,
    Мираж среди нагих песков;
    Лишь в смерти - полное забвенье
    Всей этой лжи, успокоенье,
    Сон в лоне бога - и без снов".

    Ты прав, мудрец: всё в мире тленье,
    Всё в людях ложь... Но что-нибудь
    Да есть же в нас, что жаждет света,
    Чему вся ложь противна эта,
    Что рвется в Вечность проглянуть...

    Я знаю, Время мимо нас
    Несет событья, поколенья,
    Подымет нас в своем стремленье
    И в бездну бросит тот же час;


    Всей этой бешеной игры, -
    Ничто пред Разумом и Силой,
    В пространство бросившей миры, -
    Но говорит мне тайный голос,

    Здесь и любила, и боролась:
    В ней есть свое живое я!

    И жизнь - не сон, не сновиденье,
    Нет! - это пламенник святой,

    Мир и небесный, и земной,
    И смерть - не миг уничтоженья
    Во мне того живого я,
    А новый шаг и восхожденье

    1893

    Примечания

    "Русский вестник", 1883, No 3, с. 1, в содержании названо: "В пустыне". Автограф ранней редакции в письме Майкова к поэту К. К. Романову от 17 января 1893 г. как "написанное мною на днях стихотворение" с датой: 7-15 янв<аря> 1893 г. В письме тому же адресату от 19 января 1893 г. в ответ на критические замечания Майков сообщает: "<...> сам чувствовал, что аскета надобно растушевать, он и взят-то был для рамки, после написания главной мысли - образного выражения этой Нирваны, о которой философы пишут и все-таки не могут дать нам хоть мало-мальски вообразительное представление; затем противупоставить ей жизнь как "пламенник". И вот, подстегнутый Вами как перед преградой ленивый конь бичом, я сделал отчаянный прыжок изо всех сил, и льщу себя надеждой, что удачный. Несомненно удачный, что ни говорите!" Здесь же другая редакция стих. с датой: 18 января и припиской: "Все-таки кажется это еще не окончательный вид пьесы. Надо дать ей полежать в тени". В письме ему же от 17 февраля говорится, что в стих. дана "характеристика буддизма и его опровержение". Стих. и поправки к нему в письме Майкова к сыновьям от 7-16 января 1893 г. с датой: 7-16 янв.<аря>/1893 и припиской: "Но это еще не конец". Время... Подымет нас в своем стремленье. - Ср. стих. Г. Р. Державина "Река времен в своем стремленьи...".

    Раздел сайта: