• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Савонарола

    САВОНАРОЛА

    В столице Медичи счастливой
    Справлялся странный карнавал.
    Все в белом, с ветвию оливы,
    Шли девы, юноши; бежал
    Народ за ними; из собора,
    Под звук торжественного хора,
    Распятье иноки несли
    И стройно со свечами шли.
    Усыпан путь их был цветами,
    Ковры висели из окон,
    И воздух был колоколами
    До гор далеких потрясен.

    Они на площадь направлялись,
    Туда ж по улицам другим,
    Пестрея, маски собирались
    С обычным говором своим:
    Паяц, и, с лавкой разных склянок,
    На колеснице шарлатан,

    И Вакх со свитою вакханок.
    Но, будто волны в берегах,
    Вдруг останавливались маски
    И прекращались смех и пляски:
    На площади, на трех кострах,
    Монахи складывали в груды
    Всё то, что тешит резвый свет
    Приманкой неги и сует.
    Тут были жемчуг, изумруды,
    Великолепные сосуды,
    И кучи бархатов, парчей,
    И карт игральных и костей,
    И сладострастные картины,
    И бюсты фавнов и сирен,
    Литавры, арфы, мандолины,
    И ноты страстных кантилен,
    И кучи масок и корсетов,
    Румяна, мыла и духи,
    И эротических поэтов

    Над этой грудою стояло,
    Верхом на маленьком коньке,
    Изображенье карнавала -
    Паяц в дурацком колпаке.

    Сюда процессия вступила.
    На помост встал монах седой,
    И чудно солнцем озарило
    Его фигуру над толпой.
    Он крест держал, главу склоняя
    И указуя в небеса...
    В глубоких впадинах сверкая,
    Его светилися глаза;
    Народ внимал ему угрюмо
    И рвал бесовские костюмы,
    И, маски сбросивши тайком,
    Рыдали женщины кругом.
    Монах учил, как древле жили
    Общины первых христиан.
    "А вы, - сказал, - вы воскресили

    Забыли в шуме сатурналий
    Молчанье строгое постов!
    Святую Библию отцов
    На мудрость века променяли;
    Пустынной манне предпочли
    Пиры египетской земли!
    До знаний жадны, верой скупы,
    Понять вы тщитесь бытие,
    Анатомируете трупы -
    А сердце знаете ль свое?..
    О матерь божия! тебя ли,
    Мое прибежище в печали,
    В чертах блудницы вижу я!
    С блудниц художник маловерный
    Чертит, исполнен всякой скверны,
    И выдает вам за тебя!..
    Разврат повсюду лицемерный!
    Вас тешит пестрый маскарад -
    Бес ходит возле каждой маски

    В вине, в науке, в женской ласке
    Вам сети ставит хитрый ад,
    И, как бессмысленные дети,
    Вы слепо падаете в сети!..
    Пора! Зову я вас на брань.
    Из-за трапезы каждый встань.
    Где бес пирует! Бросьте яству!
    Спешите! Пастырю во длань
    Веду вернувшуюся паству!
    Здесь искупление грехам!
    Проклятье играм и костям!
    Проклятье льстивым чарам ада!
    Проклятье мудрости людской,
    В которой овцы божья стада
    Теряют веру и покой!
    Господь, услышь мои моленья:
    В сей день великий искупленья
    Свои нам молнии пошли
    И разрази тельца златого!

    Весь дом греха испепели!"

    Умолк - и факелом зажженным
    Взмахнул над праздничным костром;
    Раздался пушек страшный гром;
    Сливаясь с колокольным звоном,
    Te Deum {*} грянул мрачный хор;
    Столбом встал огненный костер.
    Толпы народа оробели,
    Молились, набожно глядели,
    Святого ужаса полны,
    Как грозно пирамидой жаркой
    Трещали, вспыхивали ярко
    Изобретенья Сатаны
    И как фигура карнавала -
    Его колпак и детский конь -

    Качалась, тлела, обгорала
    И с шумом рухнула в огонь.

    -----

    Прошли года. Монах крутой,
    Как гений смерти, воцарился

    И город весь преобразился.
    Облекся трауром народ,
    Везде вериги, власяница,
    Постом измученные лица,
    Молебны, звон да крестный ход.
    Монах как будто львиной лапой
    Толпу угрюмую сжимал,
    И дерзко ссорился он с папой,
    В безверьи папу уличал...
    Но с папой спорить было рано:
    Неравен был строптивый спор,
    И глав венчанных Ватикана
    Еще могуч был приговор...
    И вот опять костер багровый
    На той же площади пылал;
    Палач у виселицы новой
    Спокойно жертвы новой ждал,
    И грозный папский трибунал
    Стоял на помосте высоком.

    Они, в молчании глубоком,
    На смерть, как мученики, шли.
    Один из них был тот же самый,
    К кому народ стекался в храмы,
    Кто отворял свои уста
    Лишь с чистым именем Христа;
    Христом был дух его напитан,
    И за него на казнь он шел;
    Христа же именем прочитан
    Монаху смертный протокол,
    И то же имя повторяла
    Толпа, смотря со всех сторон,
    Как рухнул с виселицы он,
    И пламя вмиг его объяло,.
    И, задыхаясь, произнес
    Он в самом пламени: "Христос!"

    Христос, Христос, - но, умирая
    И по следам твоим ступая,
    Твой подвиг сердцем возлюбя,

    О нет! Скорбящих утешая,
    Ты чистых радостен не гнал
    И, Магдалину возрождая,
    Детей на жизнь благословлял!

    Познав себя, в твоих словах
    С любовью видит откровенье,
    Чем может быть он свят и благ...
    Своею кровью жизни слово

    Оно могуче и светло;
    Доминиканца ж лик суровый
    Был чужд любви - и сам он пал
    Бесплодной жертвою. . . . .

    1851

    Примечания

    Впервые - "Библиотека для чтения", 1857, No 1, с. 4, где сопровождается указанием Майкова, что стих. составляет эпизод из поэмы "Вечный Жид". Работа Майкова над стих. была сложной и длительной. Некоторое представление о ее характере дает статья Ф. Д. Батюшкова ""Два мира", трагедия А. Н. Майкова, ее происхождение и ее критики" в его кн.: Критические очерки и заметки, СПб., <1900>, с. 75-76. Там же приведена одна из ранних редакций стих. По воспоминаниям писателя Г. П. Данилевского, стих. "Савонарола" было горячо одобрено Н. В. Гоголем, которому автор мемуаров читал в 1851 г. отрывки из этого стих., а также из "лирической драмы" "Три смерти" (оба произведения ходили в списках). (См.: Гоголь в воспоминаниях современников, М., 1952, с. 439-440), 6 октября 1851 г. П. А. Плетнев писал М. П. Погодину, имея в виду, по-видимому, стих. "Савонарола" в "Три смерти"; "На днях Майков читая мне новые свои два стихотворения (исторического содержания)... Если бы жив был Пушкин, о! как бы крепко обнял он Аполлона по имени и по ремеслу!" (ГБЛ).

    Савонарола Д. (1452-1498) - религиозно-политический реформатор, глава Флорентийской республики, был низложен папой римским, повешен, а труп - сожжен.

    Медичи - флорентийский род, игравший важную роль в политической жизни средневековой Италии, из него вышли правители Флоренции.

    {*} Тебя, бога <хвалим> (лат.). - Ред.

    Раздел сайта: