БОРЬБА СО СМЕРТЬЮ
Удалец с горы сбегал в долину,
Феска набок, волосы кудрями.
Смерть за ним с вершины примечала,
И в обход пустилась, и в ущелье
Вдруг ему дорогу заступила.
"Ты куда, красавец, и откуда?"
- "Я из стана, пробираюсь к дому".
- "За каким торопишься ты делом?"
- "Захватить хочу вина и хлеба
И тотчас назад вернуся в горы".
- "Не захватишь ни вина, ни хлеба
И назад ты в горы не вернешься.
Я тебя давненько поджидаю".
Усмехнулся молодец удалый,
Оглядел он Смерть, встряхнул кудрями.
"Я, - сказал, - отдамся только с бою.
Если хочешь, попытаем силы:
Сломишь ты - бери мою ты душу,
Я сломлю - сама ты мне послужишь".
- "По рукам", - костлявая сказала.
По рукам ударили. Схватились.
Бились два дня, билися две ночи;
Всю траву ногами притоптали;
Смерть давно бока ему ссадила;
У нее самой трещали кости,
На ногах насилу устояла.
И как схватит молодца за кудри,
Как рванет - и грянулся он оземь,
Словно дуб, поваленный грозою.
Смерть тотчас на грудь к нему вскочила,
"Ты уж больно давишь, - простонал он. -
Кончим шутку, мне пора быть дома,
Стричь овец, сыры из кадей вынуть".
Смерть глядит в глаза ему и давит.
"Дай ты мне еще хоть двое суток
Погулять на вольном белом свете;
Попрощаюсь только со своими
И потом приду, куда укажешь".
Смерть глядит в глаза и пуще давит.
"У меня жена есть молодая!
Как одна останется, голубка!
Весела всегда была, как пташка...
У меня сынок есть - чуть лепечет,
Есть другой - чуть-чуть смеяться начал...
"
Налегает Смерть уж всею силой.
"Об душе хоть дай подумать грешной!" -
Прохрипел он и замолк навеки.
С тем она его и доконала.
<1860>
Впервые: "Русский вестник", 1861, No 1. В первой публикации примеч. Майкова; "Понятия греков о смерти представляют странную смесь древних и средневековых понятий. Смерть называется Хароном, но она - скелет средневековый; ад - древний тартар и элизиум, где заключенные тени мечтают о живом мире; там скачет смерть на коне; туда залетают птицы, - древность и средине века. Духовнохристианское начало, очевидно, не восторжествовало над пластическими представлениями греков". "У женя жена есть молодая!" и т. д. - В первой публикации примеч. Майкова: "В подлиннике о жене он выражается так: "У меня жена есть молодая! // Как она останется вдовою? // Засмеют ее, засудят люди: // Скоро ль выйдет - скажут, мужа хочет. // Тихо ль выйдет - скажут, мужа ищет". То есть на людей не угодишь, идешь ли тихо, идешь ли скоро, все истолкуют как-нибудь обидно".