• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Два беса

    ДВА БЕСА

    В скиту давно забытом, в чаще леса,
    Укрылися от бури, в дождь, два беса, -

    Продрогшие, промокши от дождя,
    Они тряслись, зуб с зубом не сводя.

    Один был толст, коротенькие ножки,
    А головою - смесь вола и кошки;

    Другой- высок, с собачьей головой,
    И хвост крючком, сам тонкий и худой.

    Тот, как вломился, и присел у печки,
    И с виду был смиреннее овечки;

    Другой зато метался и ворчал
    И в бешенстве зубами скрежетал.

    "Ну уж житье! - ворчал он. - Мокни, дрогни,
    И всё одно, что завтра, что сегодни!

    Ждать мочи нет! Уж так подведено,
    Что, кажется, всё рухнуть бы должно, -

    Ан - держится! - Он плюнул от досады. -
    Работаешь, и нет тебе награды!"

    Толстяк смотрел, прищуря левый глаз,
    Над бешеным товарищем смеясь,

    "Эх, вы, бесы нетерпенья!
    Такой ли век теперь и поколенье,

    Чтоб нам роптать? Я каждый день тащу
    Десяток душ - сам цел и не грущу!

    То ль было прежде? Вспомни хоть, как секли
    Святые вас! Здесь выпорют, а в пекле

    Еще потом подбавят, как придешь!
    И вспомнить-то - кидает а жар н дрожь!

    На этом месте, помню я, спасался
    Блаженный. Я ль над ним не постарался!

    Топил в болотах, по лесам
    Дней по пяти кружил; являлся сам,

    То девицей являлся, то во звере -
    Он аки столб неколебим был в вере!

    Я наконец оставил. Заходить
    Стал так к нему, чтобы поговорить,

    Погреться. Он, бывало, тут читает,
    А я в углу. И вот он начинает

    Мне проповедь: не стыдно ли, о бес,
    Ты мечешься весь век свой, аки пес,

    Чтоб совратить людей с пути блаженства!..
    Ах, говорю я, ваше, мол, степенство,


    У каждого у нас начальник свой,

    И видишь сам, хоть из моей же хари,
    Какая жизнь для подначальной твари!

    Да я б тебя не тронул и вовек, -
    Ан спросят ведь: что, оный человек

    Сияет всё еще, свече подобно?
    Да на спине и выпишут подробно,

    Зачем еще сияет!.. Вот и знай,
    И нынешний народ ты не ругай!

    Где к кабаку лишь покажи дорогу"
    Где подтолкни, а где подставь лишь ногу -

    И все твои!.." - "Эх, вы, - вскричал другой, -
    Рутина! Ветошь!.. Век бы только свой

    Вам преть вокруг купчих, чтоб их скоромить
    Иль дочек их с гусарами знакомить!

    Не то уж нынче принято у нас:
    Мы действуем на убежденья масс,

    Так их ведем, чтоб им ни пить, ни кушать,
    А без разбору только б рушить, рушить!

    В них разожги все страсти, раздразни,
    Все заповеди им переверни:

    "не убий" - "убий" читают
    (Седьмую уж и так не соблюдают!).

    "Не пожелай" - десятая - пускай
    Напишут на скрижалях: "пожелай", -

    Тут дело о принципах. Пусть их сами
    Работают, подтолкнутые нами!

    Об нас же пусть помину нет! Зачем!
    Пусть думают, что нас и нет совсем,

    Что мы - мечта, невежества созданье,
    Что нам и места нет средь мирозданья!

    Пусть убедятся в этом... И тогда,
    Тогда, любезный друг, придет чреда,

    Мы явимся в своем природном виде,
    И скажем им: "Пожалуйте""...

    Вы примете, читатель дорогой,
    За выдумку всё сказанное мной, -

    Напрасно! Видел всё и слышал это
    Один семинарист. Он шел на лето

    Домой, к отцу, - но тут главнейше то -
    Он, в сущности, не верил ни во что

    И - сапоги на палке - шел, мечтая,
    Что будет светом целого он края...


    Одна беда - со стариком как быть?


    Сердечный - но круг зренья очень тесный,

    Понятия давно былых веков:
    Он верил крепко - даже и в бесов.

    Так шел он, шел - вдруг туча налетела,


    Дождь хлынул, - как, по счастию, глядит:
    Тут, в двух шагах, забытый, старый скит, -

    Он в келийку и за печь, следом двое
    Бесов, и вам известно остальное.


    И поплатился ж, бедненький, потом!

    Товарищам за долг почел открыться.
    А те - над ним смеяться и глумиться;

    Проникла весть в учительский совет,


    Вошли к начальству с форменным докладом -
    Что делать, мол, с подобным ретроградом,

    Что вообще опасный прецедент, -
    И напоследок вышел документ,


    "Считать его в рассудке поврежденным".

    1876

    Примечания

    Впервые - "Русский вестник", 1877, No 5, с. 256 с подзаг. "Баллада". В первой публикации ст. 109, по-видимому, в автоцензурной редакции: "Подписанный начальством просвещенным". Все заповеди и т. д. - Имеются в виду этические нормы, которые, согласно библейской легенде, бог заповедал еврейскому народу через Моисея: не убий (шестая), не прелюбодействуй (седьмая), не пожелай дома ближнего твоего (десятая) и др. Все десять заповедей были высечены на скрижалях (Исход, XX, 1-17). Я. К. Грот писал П. А. Плетневу 13 декабря 1865 г.: "... он читал мне новую, очень оригинальную поэму свою: "Два веса"". (Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 3, Пб., 1896, с. 716.)

    Раздел сайта: