• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Памяти Державина. При получении известия о победах при Синопе и Ахалцихе

    ПАМЯТИ ДЕРЖАВИНА

    ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИЗВЕСТИЯ
    О ПОБЕДАХ ПРИ СИНОПЕ И АХАЛЦИХЕ

    Что слышу? Что сердца волнует?
    Что веселится царский дом?..
    Опять Россия торжествует!
    Опять гремит Кагульский гром!
    Опять времен Екатерины,
    Я слышу, встали исполины...
    Но мой восторг неполон! Нет!
    Наш век велик, могуч и славен;
    Но где ж, Россия, твой Державин?
    О, где певец твоих побед?
    И где кимвал его, литавры,
    Которых гром внимал весь мир?..
    Неполны воинские лавры
    Без звона неподкупных лир!
    Кто днесь стихом монументальным
    Провозвестит потомкам дальным,

    И что жива еще в России
    О христианской Византии
    Великодушная мечта!
    К тебе, Державин, как в молитве,
    К тебе зову! Услышь мой глас,
    Как слушал бард о чудной битве
    Простого пахаря рассказ.
    С тех пор как жреческий твой голос
    Умолкнул, много Русь боролась
    Со злым врагом и клеветой.
    В нас сил твоих недоставало
    К ним стать лицом, поднять забрало
    И грянуть речью громовой.
    Пора забыть наветы злые,
    Пора и нам глаза открыть
    И перестать нам о России
    С чужого голоса судить.
    Пора! Завеса разорвалась!
    В нас сердце русское сказалось!

    В самосознании народном -
    Нам не в Париже сумасбродном,
    Не в дряхлой Вене образец.
    В Европе слишком много кровью
    Сама земля напоена;
    Враждой упорной, не любовью
    Взрастила чад своих она;
    Там человека гордый гений
    Зрел средь насильств и потрясений;
    Дух партий злобу там таит;
    Все живы старые обиды;
    Над каждым мрачной Немезиды
    Там меч кровавый тяготит.
    А мы за нашими царями,
    Душою веруя Петру,
    Как за искусными вождями,
    Пошли к величью и добру.
    Они одни лишь угадали,
    Какая мощь и разум спали

    Лишь бы монгольских зол заразу
    С него стряхнуть и, как алмазу,
    Дать грань душе его младой.
    Чем быть во изумленье миру -
    Ему впервой разоблачил
    Тот, кто сложил с себя порфиру
    И как матрос и плотник жил;
    За Русь пошел страдать, учиться.
    Кто восхотел переродиться,
    Чтоб свой народ переродить!
    Познай, наш враг хитроугрозный!
    С ее царем дороги розной
    России ввек не может быть.
    И пусть она еще ребенок,

    Еще чуть вышла из пеленок,
    Но сколько ею создано!..
    Державин! Бард наш сладкострунный!
    Ты возвещал России юной

    Ты для восторга дал ей клики,
    Ты огласил ее, великий,
    Трудов и славы первый век!
    Восстань же днесь и виждь - как снова

    Во славу имени Христова
    Кипит священная война,
    И вновь Россия торжествует!..
    Пускай Европа негодует,

    Дух отрицанья, дух сомненья,
    Врагов бессильное шипенье
    Народный дух в нас не убьет!
    У нас есть два врага - мы знаем!

    Не усмирив их, не влагаем
    Меча в ножны мы никогда;
    Другой наш враг - и враг кичливый -
    То дух невежества строптивый!..

    Одних мечом, других сатирой,
    И бранный меч с правдивой лирой
    Единым лавром обвивай!
    В ряду героев Измаила

    Да знают: с ними в нас одна
    Мощь разума и длани сила;
    Да глубже мысль нам ляжет в грудь,
    Что наш велик в грядущем путь, -

    На наше кликнет торжество:
    "Они всё те же исполины
    И помнят барда своего!"

    2 или 3 декабря 1853

    Впервые - "Известия императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности", 1854, т. 3, стлб. 388. Предполагавшаяся в 1853 г. публикация стих, в "Современнике" не состоялась, т. к. его тема вызвала настороженное отношение цензуры, связанное с осложнением внешнеполитической ситуации в канун вступления в Крымскую войну Англии и Франции на стороне Турции. Отзываясь о "Памяти Державина" и некоторых других стих. Майкова, Н. А. Добролюбов писал в 1860 г.: "Все это было естественно и понятно в ту пору всеобщего увлечения воинственным величием России; но все это прошло, и поэты стараются уничтожить следы тогдашних увлечений в полных собраниях стихов своих" (Н. А. Добролюбов. Собр. соч. в 9 тт., М. -Л., 1961-1964, т. 6, с. 159). Сам Майков также был недоволен сб. "1854-й год", куда вошло данное и ряд подобных стих. Уже в конце 1855 г. он писал: "... увлечение, смело высказанное, но временем не оправданное, отчего все ее пьесы в художественном отношении теряют. <...> Вся книжка "1854-й год" верна чувству, меня одушевлявшему, но недостаток в ней <...> - невладение страстью, желание навязать ее всем, гнев на тех, кои ее не разделяли, отчего разрыв с западниками в "Арлекине": мечты о России, рисование того, что должно бы быть, при закрытых глазах на то, что есть" (Ежегодник, 1975, с. 84, 85-86). Критические замечания на данное стих. см. в письме А. Ф. Писемского к Майкову от 8 мая 1854 г. (А. Ф. Писемский. Собр. соч. в 9 тт. М., 1959, т. 9, с. 571).

    Гаврила Романович Державин (1743-1816) - русский поэт, воспел в своих одах военные триумфы России.

    Победы при Синопе и Ахалиихе. - Во время Крымской войны, 18 ноября (ст. ст.) 1853 г., в Синопской бухте Черноморская эскадра адмирала П. С. Нахимова разгромила эскадру турецкого флота. Близ крепости Ахалцихе в Грузии 14 ноября того же года русские войска одержали победу на суше.

    Кагульский гром, - Имеется в виду сражение русских и турецких войск 21 июля 1770 г. во время войны 1768-1774 гг. на берегу реки Кагул, в котором победили войска П. А. Румянцева.

    "Стансах" А. С. Пушкина: "В надежде славы и добра...". И как матрос и плотник жил. - Ср. в "Стансах": "То мореплаватель, то плотник...". Восстань же днесь и виждь. - Ср. в стих. А. С. Пушкина "Пророк": "Восстань пророк, и виждь, и внемли...". Дух отрицанья, дух сомненья - цитата из стих. А. С. Пушкина "Ангел".

    Герои Измаила. - Крепость Измаил была взята штурмом войсками А. В. Суворова 11 декабря 1790 г. Державину принадлежит стих. "На взятие Измаила".

    Раздел сайта: