Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "M"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: Два мира. Впервые полностью - "Русский вестник", 1882, No 2, с. 659. Ранее (1872) печаталось без ч. 2. Опубликовав в 1857 г. "лирическую драму" "Три смерти", Майков продолжал работать над своим замыслом, связанным с историей раннего христианства в его столкновении с языческим миром, и в 1863 г. опубликовал новое произведение под загл. "Смерть Люция. Вторая часть лирической драмы "Три смерти"". Однако и это решение автора не удовлетворило. В архиве поэта сохранился черновой автограф под загл. "Смерть Люция. Часть вторая". Эта испещренная поправками рукопись - зародыш будущей трагедии "Два мира", куда сначала в качестве второй (1872), а позднее (1882) третьей части войдет кардинально переработанная "Смерть Люция". Трагедия "Два мира" завершает собой многолетний поэтический труд Майкова. Первостепенное значение для истолкования трагедии (как и для понимания всего драматического цикла Майкова) имеет его письмо к академику Я. К. Гроту, написанное в связи с присуждением Майкову за трагедию "Два мира" Пушкинской премии Академии наук. В начале письма Майков характеризует свои многолетние занятия всеобщей историей, перечисляя наиболее авторитетные исторические сочинения и называя многочисленных изученных им авторов: писателей, историков, богословов и т. п. "События минувших веков я старался вообразить себе по их аналогии с тем, что прожил и наблюдал сам на своем веку, а нами проживаемая историческая полоса так богата подъемами и падениями человеческого духа, что внимательному взору представляется богатый материал для сравнения даже с далекими минувшими эпохами. Открывается удивительная аналогия явлений, но не роковая последовательность непреложных внешних законов, а нечто живое, вечно действующее в самой сущности духа человеческого <.,.> Таким обрезом, мне настоящее...
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: Он в наши дни, с достоинством, одной Представлен был покойною княжной. И видом - ах! теперь как исполины Пред нами те герои старины!.. Видали ль вы времен Екатерины Ее штатс-дам портреты?.. Все, полны Величия полунощной Афины И гением ее осенены, Они глядят как бы с пренебреженьем Вослед идущим мимо поколеньям... Могучий дух, не знающий оков, Для подвигов не знающий границы, Без похвальбы свершавший их, без слов, - Всё говорит, что это те орлицы, К кому из царства молний и громов, Свершители словес своей царицы, Ее орлы с поднебесья порой Спускалися на миг вкусить покой... Из этой же породы самобытной Была княжна, хоть сгладился уж в ней Весь этот пыл, весь пламень ненасытный Под веяньем иных, счастливых дней. Там - гордый страж пустыни сфинкс гранитный В тысячелетней простоте своей; Здесь - Пракситель или резец Кановы, Где грация и дух уж веет новый. Ей этот лоск был Франциею дан! Да, Франция - и Франция Бурбонов, Что пережить сумела как титан Республику и гнет Наполеонов, - Она княжну, цветок полночных стран, К ней кинутый крылами аквилонов, С любовию в объятья приняла, И матерью второю ей была. Ее певцов она внимала лирам, Ораторов волнующим речам, Всё приняла, чтоб властным быть кумиром И первою звездой в созвездьи дам; И даже Он, пришедший к людям с миром И взоры их поднявший к небесам, Ей просиял как свет и как защита В проповедях отца иезуита... Что?.. Странно вам слова мои звучат?.. Народность - всё же из понятий узких, И в этом шаг мы сделали назад, От образцов отрекшися французских... Но - век таков! И все...
Входимость: 1. Размер: 90кб.
Часть текста: на литературное поприще в начале 40-х годов прошлого века, когда мыслящая Россия с нетерпением ждала появления нового певца, способного хотя бы частично возместить ущерб, нанесенный отечественной поэзии безвременной гибелью Пушкина и Лермонтова. И в унисон этим надеждам в статье о первой книжке стихотворений А. Н. Майкова (1842) В. Г. Белинский писал: "Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния,-- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго...