• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1830"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Майков А. Н. - Заблоцкому-Десятовскому М. П., декабрь 1855 г. - январь 1856 г.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    3. Три смерти
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    4. Майков А. Н. - Майковой А. И., январь 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Брингильда
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    6. Политическая философия Аполлона Майкова (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    7. Рождение Киприды (Из греческой антологии)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Белинский В. Г.: Стихотворения Аполлона Майкова ("Даровита земля русская... ")
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    10. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    11. Майков А. Н. - Ефремовой Ю. Д., 30 сентября 1853 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    12. В. А. С..... у
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Майков А. Н. - Заблоцкому-Десятовскому М. П., декабрь 1855 г. - январь 1856 г.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: начинаю я, и начинаю потому, что решился вообще завести переписку и решился на это потому, что на днях попались мне мои письма, которые я писал к вам из-за границы. 2 Я об этих письмах всегда говорил, что они очень глупы; возвратясь из чужих краев, я увидал в журналах письмо об Испании и был поражен, как автор глубоко изучил Испанию в истор<ическом>, статистич<еском>, литератур<ном>, этнографич<еском> и пр. отношениях, а я-то, думаю, прожил год в Италии, и ничего этого не сделал, и писал только о том, что меня занимало. Теперь же я прочел их с великим удовольствием и очень рад, что не писал об Италии в разных отношениях, а писал о себе и свои мысли. Тогда я еще не знал, что такие письма (как об Испании) пишутся, не выезжая из города, по источникам. 3 После этого и стал сожалеть, что не вел ни журнала, ни переписки; впрочем, этого я не делал, все находясь под страхом внезапного взлома замков и осмотра жандармского. Ох, тяжелое время! сколько развития и жизни у нас украло оно! и подумать страшно. Но, кажется, времена меняются - можно писать письма, не видя над собою палки за откровенную мысль. Хочу начать журнал собственных...
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: мира". История этого замысла заслуживает специального исследования. Обильный материал для него (рукописи и переписка) сохранился в архиве Майкова. По цензурным причинам "Три смерти" впервые появились только в 1857 г. в журнале "Библиотека для чтения" (No 10), но написаны они значительно раньше. Сам Майков датировал драму 1852 г.; однако уже осенью 1851 г. он читал ее своим знакомым. Майков работал над "Тремя смертями" много лет. "Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов - "2 судьбы", "Машенька" и пр., я занялся моими мрачными "Тремя смертями"",-- писал поэт М. П. Заблоцкому в 1855 г. 1 Следовательно, работу над драмой он относил к концу 1840-х--началу 1850-х годов. По-видимому, речь идет здесь о годах, когда он вплотную взялся за "Три смерти". В другом месте - через много лет - Майков отметил, что он обратился к драме после своего возвращения из первой заграничной поездки. Он писал Я. К. Гроту: "По возвращении домой стал я писать: явились "Очерки Рима", рассказы в прозе и пр. и уже стали мелькать впереди "Три смерти"" (ф. 168, No 16503, л. 2). Однако в архиве поэта (ф. 168, No 16474, л. 2 об. --5 об.) сохранился публикуемый ниже первоначальный набросок "Трех смертей", который датирован июнем 1842 г., т. е. временем еще до отъезда за границу. Так что замысел начал "мелькать впереди" намного раньше. Этот набросок не имеет заглавия, 2 но в нем отчетливо просвечивают будущие "Три смерти". Вводная ремарка передает сущность сюжета и конфликта, а главные действующие лица - те же: Сенека, Лукан и Люций. Это, конечно, еще совсем не пьеса; она совершенно...
    3. Три смерти
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: может. Живая Вакхова струя Желудок дремлющий встревожит... Ну, кто же пьет со мной, друзья? Лукан!.. да ты как в лихорадке! В Сенеке строгий стоицизм Давно разрушил организм! И если вы в таком упадке - Не мудрено, что в этот час Мой здравый разум бесит вас! Лукан В час смерти шутки неприличны! Люций Но лучше умереть шутя, Чем плакать, рваться, как дитя, Без пользы! Лукан Мнения различны! Кто жизнь обжорству посвятил, Тот потеряет с ней немного! Люций Э, милый! не суди так строго! Я, признаюсь, еще б пожил И неохотно умираю... Но, чтобы с честью этот шаг Свершить, - в твоих, мой друг, стихах Себе отваги почерпаю. "Посланье к смерти" помнишь ты? В нем есть высокие черты! С скелета смерти снял ты смело Земной фантазии цветы... Ты помнишь: (декламирует) "Друзья! нам смерть страшна лишь чем? Все кажется, что не совсем, Не разом мы умрем, Что будем видеть мы свой труп, Улыбку неподвижных губ, Глаза с тупым зрачком; А мухи стаей по лицу, Без уваженья к мертвецу, И по лбу поползут; И с ...
    4. Майков А. Н. - Майковой А. И., январь 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: А. Н. - Майковой А. И., январь 1864 г. А. Н. МАЙКОВ - А. И. МАЙКОВОЙ  <Москва. Январь 1864 г.> ... Посетил я всех моих знакомых в Москве - Яновского 1 , Андреевых 2 , Рамазановых 3 , Уварова 4 , Мокрицкого 5 , Достоевского <...> Марья Дмитриевна ужасно как еще сделалась с виду-то хуже: желта, кости да кожа, просто смерть на лице 6 . Очень, очень мне обрадовалась, о тебе расспрашивала, но кашель обуздывал ее болтливость. Федор Михайлович все ее тешит разными вздориками, портмонейчиками, шкатулочками и т. п., и она, по-видимому, ими очень довольна. Картину вообще они представляют грустную: она в чахотке, а с ним припадки падучей. Стихотворения мои печатаются то там, то здесь, и, разумеется, я поисправил. Видел Фета, Боткина, которые ехали в одном поезде со мной; завтра пойду к ним... Много здесь я спорил, до многих дошел результатов, так что голова моя обогатилась очень многими идейками, не заимствованными от других, а выяснением моих собственных, так что с этой стороны я очень доволен... Примечания Рукописная копия. ИРЛИ. 17017. с. IXб1. На полях...
    5. Брингильда
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: В любви и жертве вечной - ты... ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Гудруна - жена убитого Сигурда Брингильда - жена Гуннара, брата Гудруны Медди, Гермунда, Герварда, Урлунда-Красавица, Древняя Гильда - пять королев Время - мифических преданий скандинавской Старшей Эдды. Прим. для чтения вслух: "Бога ради, читая вслух, не скандуйте стихов, как, к сожалению, у нас принято при чтении греческих и латинских поэтов и переносится также и на русские трехсложные размеры; ненадобно думать совсем о размере: читайте как прозу, но выразительно, где требуется, и с ударением на те слова в стихах, на которые следует по смыслу. Скандование убивает всякое одушевление, всякий лиризм, все переливы чувства, словом, пропадает вся сила диалога. В речах Гудруны и еще более Брингильды - скорее декламация, а не скандование..." (Из письма автора). Мертвый Сигурд на высоком помосте лежит: Весь с головы золотою покрыт он фатой, Факел горит в головах, а в ногах у него Бледная, взгляд неподвижный, Гудруна сидит. Пять королев на ступенях помоста вокруг, Древняя Гильда на креслах высоких одна: Съехались с разных концов на ужасную весть. Воины в шлемах стальных оцепляют их круг. Сзади толпятся старейшины, двор и рабы. Ропот в чертоге, и гул от толпы на дворе. Утром с шурьями...
    6. Политическая философия Аполлона Майкова (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: называл себя духовным крестником Ф. И. Тютчева. А. Н. Майков родился 23 мая \ 4июня 1821 года в дворянской семье. Поэт воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. В 1837- 41годах Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года - помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни - цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. При этом он неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию. В 1837-41 г. г. учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года он стал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, а с 1852 года и до конца своей жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, т. е. в том самом месте где служил его друг Ф. И. Тютчев и чей пост председателя этого цензурного ведомства он блестяще заменил после отставки последнего В 1852 году Майков женится на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер (1830 - 1911). У них было четверо детей: из них до совершеннолетия дожили только трое сыновей: самый известный из них Аполлон был один из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ века. В октябре 1852 года Майков...
    7. Рождение Киприды (Из греческой антологии)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Рождение Киприды (Из греческой антологии) РОЖДЕНИЕ КИПРИДЫ (Из греческой антологии) Зевс, от дум миродержанья Хмуря грозные черты, Вдруг - средь волн и всю в сиянье Зрит богиню Красоты. Тихо взором к ней поникнул Он с надоблачных высот И, любуясь ей, воскликнул: "Кто хулить тебя дерзнет?" Слово Зевса подхватила, В куче рояся, свинья И, подняв слепое рыло, Прохрипела: "Я, я, я!" 1845 или 1846 Примечания Впервые - А. Н. Майков. Избранные произведения. БП, БС, с. 633. Стих, свидетельствует об участии Майкова в борьбе В. Г. Белинского с реакционным журналистом и писателем, редактором газеты "Северная пчела" Ф. В. Булгариным (1789-1859). Стих, предназначалось для "Отечественных записок". Сохранились гранки с пометами цензора: в последней строке стих, зачеркнуто "я, я, я!" и предложено взамен два варианта: I. "Я дерзну, я"; 2. "Это я". Тут же запись: "Только в этом виде напечатать можно". Литерами "Я. Я. Я." подписывал свои статьи в "Северной пчеле" реакционный журналист, писатель и критик 1830-1840-х годов Л. В. Брант. В них он неоднократно выступал против "Отечественных записок", руководимых В. Г. Белинским, подвергал злобной критике, граничившей с политическим доносом, издания Н. А. Некрасова ("Петербургский сборник", 1846, и "Физиология Петербурга", 1845) и всю демократическую литературу. В своей борьбе с Булгариным Белинский немалое место уделял и Бранту (см.: В. Г. Белинский, т. IV, с. 19-20, 62-63; т. VI, с. 191 - 194 и др.). Брант, приглашенный в "Северную пчелу", писал критик в одной из статей, большая часть которой была запрещена цензурой, "обрадовался, что в руках патрона своего может быть грязною тряпкою, чтобы марать порядочных людей..." (В. Г. Белинский, т. IX, с. 647). Тогда же Брант был высмеян в статье И. И. Панаева "Литературный заяц" ("Отечественные записки", 1846, No 2, отд. VIII, с. 124-126). Стих. Майкова также написано, по-видимому, в 1845 или 1846 г.; при жизни поэта не публиковалось. Метило оно и в самого Булгарина, что подтверждается близостью основного его мотива басне П. А. Вяземского "Хавронья" ("Отечественные записки", 1845, No 4, с. 328, под криптонимом ***), направленной против Булгарина как литературного критика (см. о ней: В. Г. Белинский, т. IX, с. 140, 143). На эту же басню намекает и Н. А. Некрасов в своей эпиграмме на Булгарина ("Он у нас осьмое чудо...", написана в 1845, опубликована в 1846).
    8. Белинский В. Г.: Стихотворения Аполлона Майкова ("Даровита земля русская... ")
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: отчаяния, - как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос, - и только будущее может решить его: настоящее может лишь гадать о том на основании уже данного факта. И такой именно факт дает нам изящно напечатанная книга, заглавие которой стоит в начале этой статьи. Отстраняя все гадания, которые могут быть произвольны или односторонни, и предоставляя времени решение вопроса о степени поэтического таланта г. Майкова, - мы скажем пока только, что многие из его стихотворений обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем. Говоря так, мы думаем, что много сказали в пользу молодого поэта: можно быть человеком с дарованием и не обещать развития; только сильные дарования в первых произведениях своих дают залог будущего развития... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь, в эту печальную эпоху литературы, осиротелой и покрытой трауром, - теперь, когда лишь изредка слышится свежий голос искреннего чувства, более или менее звучный отголосок внутренней думы; теперь, когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв, слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов... Наша литература, несмотря на свою молодость и незрелость, уже свершила несколько фазов развития, уже дала не один факт для опытности ума мыслящего и наблюдательного. Из числа ее великих действователей нет почти ни одного, свободно и до конца развившего свои творческие силы... Но сколько было у...
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821--1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812--1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный журнал "Подснежник", на страницах которого помещали свои произведения не только сами Майковы, но и профессиональные литераторы, близкие к их кругу. Именно в "Подснежнике" появились и первые известные нам оригинальные литературные опыты Гончарова. 6 Об этом времени и вспоминает Майков в публикуемом ниже письме. Оно не имеет ни даты, ни обращения, ни подписи и, по-видимому, так и не было окончено и отправлено. Тем не менее время написания и адресат его устанавливаются без труда. Оно было написано вечером либо 17,...
    10. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе древнегреческой поэзии. Об одном из них, стихотворении "Сон", критик успел дать восторженный...