• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1885"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    2. * * * ("Над необъятною пустыней Океана... ")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    3. К художнику
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    4. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    5. Майков А. Н. - Висковатову П. А.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    6. Три правды (Сказка)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    7. Мариэтта
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    8. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 7 октября 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    10. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    Часть текста: его поэзии А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии Результаты пятидесяти пяти лет поэтической деятельности Аполлона Николаевича Майкова {1} были тщательно просмотрены, классифицированы и профильтрованы самим поэтом в 1893 г., в шестом издании его сочинений {2}. Их набралось на три небольших, но компактных тома, что составляет в сумме около 1500 страниц малого формата, причем я не считаю рассказов по русской истории {3}, как стоящих особо. Издание, где поэт является собственным редактором и критиком, имеет свои преимущества, но и свои отрицательные стороны: для чтения и беглого обзора поэтической деятельности писателя отполированные страницы самоиздания - находка; но критику нечего делать с этими распланированными и очищенными волюмами последней даты: он охотно променял бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы озаботились заблаговременно собиранием материалов для объективного, критического издания творений А. Н. Майкова:...
    2. * * * ("Над необъятною пустыней Океана... ")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Над необъятною пустыней Океана... ") * * * Над необъятною пустыней Океана С кошницею цветов проносится Весна, Роняя их на грудь угрюмого титана... Увы, не для него, веселия полна, Любовь и счастие несет с собой она! Иные есть края, где горы и долины, Иное царство есть, где ждет ее привет... Трезубец опустив, он смотрит ей вослед... Разгладились чела глубокие морщины, - Она ж летит - что сон - вся красота и свет - Нетерпеливый взор куда-то вдаль вперяя, И бога мрачного как будто и не зная... 1885 Примечания Впервые - "Русский вестник", 1885, No 5, с. 257. Печатается по тексту: Полн. собр. соч. А. Н. Майкова, СПб., 1888, т. 3, с. 396
    3. К художнику
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: К художнику К ХУДОЖНИКУ Напрасно напрягаешь струны, Вотще допытываешь ты И этот мрамор вечно юный И эти дивные холсты... Твое богатство - эти знанья И упражненная рука, Но лишь орудье для созданья, Запас безжизненный - пока Отвыше Творческая сила Твой дух собой не охватила, Дабы, водя твоей рукой, Ей продолжать творить Самой. 1885 Примечания Впервые - "Художественный журнал", 1886, No 1, с. 7. Печатается по первой публикации.
    4. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: итоги, - И память повела его, как чародей В волшебный лабиринт, средь темных галерей, И ряд картин пред ним во мраке озаряет... На всё, что предо мной она разоблачает. Уже взираю я с спокойною душой. Уж всё так далеко, всё кажется мечтой! Фигуры движутся, как в дымке фимиама, Уже на всё легла эпическая рама, И свет таинственный, и муза в тишине Всё взором обняла и песни шепчет мне... О сын мой, милый сын, как резвый и живой Малютка розовый, играешь ты со мной! Тебе по вечерам я сказываю сказки, И вдруг ты тяжело дышать начнешь, и глазки Блеснут слезинкою... Задремлешь ли порой, Задумываться я люблю перед тобой И губок подвижных в изменчивом движенье Угадывать твои невинные виденья... И вот ты вырастешь... Быть может, для тебя Судьба не даст сказать мне сказку про себя, Вот Сны тебе мои... В них всё, что хладный опыт Открыл мне, проведя чрез слезы, скорбь и ропот. Свидетель будешь ты уже поры иной: Быть может, наши Сны сочтешь уже мечтой И сказкой наш удел и наших дней страданья... Молю - да будет так!.. ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Есть домик - он теперь глядит уж старцем сирым, Но некогда он мне казался целым миром! Уютно он стоит между берез и лип; У дома спуск крутой; а там - реки изгиб, И за рекою луч, сквозь дождевую тучу, Блестит на городке, на домах, сбитых в кучу. Веселый смех детей, как в роще пенье птиц, Звучит в том домике; в нем нет угрюмых лиц, И видимо на всем благословенье бога, Хоть бедность не чужда была его порога; Зато там был приют простых и добрых чувств И билися сердца при имени искусств. Искусства труженик, без жажды славы лживой, Отец мой там обрел приют себе счастливый. Что в жизни вынес он, каким достиг путем Житейской мудрости - не знали мы о том... Вокруг его друзья немногие сбирались; Все вместе старились... лишь смертью разлучались... Нам свято имя их: они учили нас... Но он, божественный, бывало, углубясь, Как бы...
    5. Майков А. Н. - Висковатову П. А.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: *)    *) Достоевский. "Статьи и материалы", под. ред. А. С. Долинина, П. 1922 г., стр. 266-271. "Любезнейший друг Павел Александрович! прежде всего спасибо, сердечное спасибо, что Вы меня не забываете; мало того - мною занимаетесь; мало того (написав это третье мало того, вспоминаю риторику Кошанского и стараюсь припомнить, какая это фигура, нарощение, кажется?), итак: мало того - хотите читать лекции о моих писаниях, след., забирайтесь в тайники моей души, чтобы посмотреть, как зарождались и творились: в ней образы, и какие чувства во мне говорили, и какие горизонты перед умственным оком раскрывались и исполняли меня умилением и радостью! Голубчик Вы мой, на что Вам еще какие-то биографические статьи, после того как Вы биографию мою всю изучили в этих самых живых источниках. Написано много было биографий, да вое глупости. Виноват, впрочем. Есть одна, которую я читал с удовольствием, ибо написана была святым человеком, Александром Устиновичем Порецким,-- знали Вы его? Он и меня знал и любил и знал с университета. Помещена она в издании Баумана, т. I "Русские Современные Деятели 1876 года", составил Д. И. Лобанов. Книга есть у моей жены, но она мне ее не дает, ибо я два другие данные мне экземпляра "утратил". Но ведь и эти биографии не в духе нынешнего времени. Нынче не то требуется. Нынче жиды, а за ними и кретины из русских и...
    6. Три правды (Сказка)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: по-человечьи птица!" "Хорошо, - сказал он ей, - посмотрим, Каковы твои три птичьи правды! Скажешь дело - выпущу на волю". "Ну, так слушай, - молвила пичуга. - Плачь не плачь, что было - не воротишь; Не тянись за тем, что не под силу; И не верь чужим словам и толкам! Вот тебе и все мои три правды". "Ну, - сказал купец, - оно не много, И в торговле - тертая монета! Плачь не плачь, что было - не воротишь; Где ты, значит, лишнее просадишь, Хоть расплачься, не поможешь горю; Лучше ты возьмись за ум, за разум, Да гляди уж в оба: знаем это! Не тянись за тем, что не под силу: Мало ль тут у нас ошмыг-то ходит! Торговал лет двадцать, сбил копейку, Да и ухнул, за рублем погнавшись - Не учить нас стать и этой правде! А - не верь людским словам и толкам: Уж на что ж еще и поддевают Дураков из нашенского брата! Нет уж, не сули орлицу в небе, А подай ты мне синицу в руки - Мы на этом, тетка, зубы съели!.. Ну, так как же! что с тобой мне делать? Ты сама-то проку небольшого - Аль пустить уж уговора ради? Ну, ступай себе, господь с тобою!" И пустил купец на волю птичку; Заложил сам за спину он руки И пошел тихонько по дорожке. Только птичка всё над ним летает, Под носом шмыгнет, на ветку сядет И звенит-гремит, что ...
    7. Мариэтта
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: N приехал в Рим. "Покажите Мариэтту!" - Первым делом. Граф - знаток, Автор сам, известный свету Меценат, археолог... Он на Гёте попадает... И что дальше было там, Пусть уж Гёте продолжает И досказывает сам: "Подмигнул я ветурину, И помчались, граф и я (То есть Гёте), к Авентняу, Это пассия моя - Авентин!.. Когда печален Иль рассержен чем - туда! Почерпнуть в тиши развалин Сил для мысли и труда... А уж виды - вековечный Чуть сквозит в тумане Рим Панорамой бесконечной К Апеннинам голубым!.. "Стой!.. ворота!.." Муж встречает: "Здесь, signori, {1*} здесь!.." Добряк! Ласков ты - душа в нем тает, Но - за нож, коль что не так! Дом - в руине как-то слажен Из заделанных аркад. По стенам висит из скважин Плющ; у входа - виноград. Под навесом (день был жаркой) - Вол у яслей и осел. Входим в дверь: под смелой аркой, Вполовину вросшей в пол, И сама... Дитя качает... Полусумрак... Тишина... Всё заботы след являет... Увидала нас она И, привстав над колыбелью, Пальчик к губкам - "не будить!" - Знак нам делает... Моделью Для Рафаэля б ей быть!.. Этот на пол луч упавший Чрез открытое крыльцо, Отраженьем осиявший Оживленное лицо... Переход от беспокойства В ней к уверенности в нас - Лиц уже такого свойства, Что далеки от проказ... Я - чуть слышно:...
    8. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 7 октября 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: что нет рукописи, хоть твое имя и мое ручательство под присягой, что вещь отличная, я полагаю, будут достаточны. Отсутствие рукописи только мешает назначению цены. Напиши немедля, а то Кушелев уедет за границу и надо будет переписываться, дело затянется. 4 Пока все-таки буду хлопотать с повестями. Что у нас в литературе? спросишь. Ждут Гончарова, Тургенева. 5 В критиках опять вопрос о цели искусства. Журналы и еще более кружки бьют на Щедрина, что, мол, только это и есть настоящее дело, а за Тургенева, Гончарова, Толстого, говорят, копейки теперь не стоит давать, а уж об нас, поэтах, говорить нечего, разве кто будет писать gelegenheite Gedichte. 6 Все это требовало бы сильного отпора, но за художество стоит только Дружинин, да у него силы нет и журнальные отношения мешают; к тому же в щедринской литературе выражается важный шаг общественной жизни и общ<ественного> мнения, так что не совсем прилично, по другим-то соображениям, доказывать, что это деловые записки по общественному делу, а не искусство. Пожалуй, совпадешь с воплями недовольных ими бюрократов и поклонников старого беспорядка. Вообще у нас без крайностей не может обойтись, и никак того не хотят понять, что благоустроенное государство есть то, в котором всё делают хорошо, т. е. сапожник шьет сапоги хорошо, мужик пашет хорошо, политико-экономы пишут пол<итическую> эк<ономию>, романисты - романы,...
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный журнал "Подснежник", на страницах которого помещали свои произведения не только сами Майковы, но и профессиональные литераторы, близкие к их кругу. Именно в "Подснежнике" появились и первые известные нам оригинальные литературные опыты Гончарова. 6 Об этом времени и вспоминает Майков в публикуемом ниже письме. Оно не имеет ни даты, ни обращения, ни подписи и, по-видимому, так и не было окончено и отправлено. Тем не менее время написания и адресат его устанавливаются без труда. Оно было написано вечером либо 17, либо 18 сентября 1891 г., и адресовано сыновьям Владимиру (1861--?) и Аполлону (1867--?), 7 находившимся тогда в Константинополе. 8 В архиве Майкова сохранилось большое количество его писем,...
    10. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: опять пойду и о результате уведомлю Вас. Неделя, проведенная мною у Вас в Новгороде, вышла для меня каким-то светлым оазисом с населением, в котором древние мужи новгородские, вызванные к жизни Ник<олаем> Ивановичем, 2 как-то странно перемешались со всеми вами, и с Ив<аном> Куприяновичем, и с милейшим Никол<аем> Карловичем, и со всеми вашими семьями. 3 Надо будет повторить эту прогулку. В Петербурге нашел опять старую мерзость, и что всего досаднее, это утопические взгляды во всех кружках до того упрямые, что нет возможности говорить с ними человеку, чуть-чуть знакомому с историей и народом. Ей-богу, одиночества больше здесь, чем у вас. Утопии, кажется, договорились до конца. Далее уж той нелепости, до какой прогрессисты дошли в своих прокламациях, кажется, уж нельзя идти. В одной из самых свежих между прочим, например, говорится, что Конвент французский был слишком кроток, что террор был мал, ибо зарезал только 300 000 чел<овек>, а что они намерены учетверить эту цифру: не знаю, кого соблазнят они такой программой; но, кажется, это производит обратное действие, заставляя оттолкнуться от них тех, которые еще полуверили этим неизвестным регенераторам отечества. 4 Это, с одной стороны, дети с коммунистами в голове, а с другой - безмозглые старики, которые раздражают частных смирных людей, весьма грубо проводя шпионство в дома посредством прислуги, что, разумеется, тотчас делается известно. Вот две мерзости петерб<ургской> жизни, отравляющие существование на каждом шагу. Сейчас иду хоронить Мея. Жаль мне его! все-таки поэтом меньше! и хотя Мей давно разрушал себя вином и был развалина, но чудной был души человек, благороден и светел умом! А уж кто так горячо и верно понимает теперь поэзию, как он, - я и не вижу вокруг себя. В этом отношении для меня незаменима его потеря: без его суда я не выпускал ни одного стихотворения, и как он понимал самотончайший эфир...