• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев С.Т. (grigoryev-s-t.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1821"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Мережковский Д. С.: Майков А. Н.
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    2. Майков А. Н. (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    4. Н. А. Некрасову по прочтеньи его стихотворения "Муза"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    5. Степанов Н. Л.: Ап. Майков
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    6. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    7. Гидони А.: Скандинавская тема в творчестве Майкова
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    8. Брагин Кирилл: Поэт-художник Аполлон Майков
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    10. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    11. * * * ("От всех хвала тебе награда... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Майков и Достоевский (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    13. Майков А. Н. (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь, 2000)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    14. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    15. Политическая философия Аполлона Майкова (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    16. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    18. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    19. Могила Майкова А. Н.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. Ямпольский И. Г.: Майков А. Н.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    21. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    22. * * * ("Щербина слег опять. - Неужто?.. ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. Петр Михайлович Цейдлер (некролог) - старая орфография
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    24. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    25. Майков А. Н. (Большая энциклопедия русского народа)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    26. П. М. Цейдлеру
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Соловьев Вл.: Майков А. Н. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    28. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    29. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мережковский Д. С.: Майков А. Н.
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: время был известным писателем; отец поэта - даровитым живописцем. Брат Валериан, рано умерший, успел произвести впечатление в литературных кружках 40-х годов своими критическими статьями. Другие братья - тоже более или менее замечательные деятели в литературе или науке. В России немного найдется таких семей. Отец поэта был истинным художником не только по таланту, но и по жизни. Вот как описывает И. А. Гончаров, близкий друг дома, преподававший Аполлону Николаевичу литературу, эту оригинальную семью: "он (т. е. отец поэта) жил, как живут, или если теперь не живут так, то как живали, артисты, думая больше всего об искусстве, любя его, занимаясь им и почти ничем другим. Дом его кипел жизнью, людьми, приносившими сюда свое неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств. Молодые ученые, музыканты, живописцы, многие литераторы из круга 30-х и 40-х годов - все толпились в необширных, неблестящих, но приютных залах его квартиры, и все, вместе с хозяевами, составляли какую-то братскую семью или школу, где все учились друг у друга... Старик Майков радовался до слез всякому успеху и всех, не говоря уже о друзьях, в сфере интеллектуального или артистического труда, всякому движению вперед во всем, что доступно было его уму и образованию. Трудно полнее и безупречнее, чище прожить жизнь"... (А. Н. Майков, биогр. очерк Златковского, 1888). Все детство (род. в Москве 23 мая 1821 г.) Майков провел в имении отца, в сельце Никольском, близ Троицке-Сергиевской лавры, а также в имении бабушки, среди деревенской природы и семейно-патриархального быта старинных помещиков. Кончив университет и уж издав первую книжку стихотворений (1842),...
    2. Майков А. Н. (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: русский поэт, переводчик. Родился 23 мая (4 июня) 1821 в Москве в семье известного живописца, академика императорской Академии художеств. Детство Майкова прошло в подмосковном имении. В 1834 семья переехала в Петербург. Майков и его брат Валериан (будущий литературный критик, 1823–1847) получили домашнее образование. Историю словесности им преподавал писатель И. Гончаров. По его воспоминаниям, дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», в которых и появились первые стихи будущего поэта. Майков увлекался не только поэзией, но и живописью. В 1837 Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Университетские профессора обратили внимание на поэтическую одаренность студента, печатавшегося к тому времени в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». В 1842 Майков издал свой первый поэтический сборник. Внимание публики привлек первый раздел этой книги В антологическом роде – цикл стихов, ориентированных на элегию и античную эпиграмму. В. Г. Белинский восхищался грациозностью образов и «поэтическим, полным жизни и определенности языком» Майкова. Как и во всей поэзии Майкова, в этом сборнике была широко представлена описательная пейзажная лирика. В 1841 Майков окончил университет первым кандидатом и начал работать в министерстве финансов. Вскоре получил от Николая I пособие для путешествия за границу и побывал в Италии, Франции, Германии и Чехии. За границей Майков занимался поэзией и живописью, слушал лекции по изобразительному искусству и литературе. Впечатления от этой поездки отразились в стихотворном сборнике Очерки Рима (1847). В стихах этого сборника с величественными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки ( Нищий , Капуцин и др.). В 1844 Майков ...
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: искусством и наукой всегда были если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода. Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии. Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил. Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки. Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом. Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений. В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В. А. Солонин, по свидетельству знавших его современников один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И. А. Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва». Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков, не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил. Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и...
    4. Н. А. Некрасову по прочтеньи его стихотворения "Муза"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: измучен, огорчен, И точит сердце червь холодный, И сердце знает только стон, - Поэт! ты слушался не Музы, Ты детски слушался людей. Ты наложил на душу узы Их нужд строптивых и страстей; И слепо в смертный бой бросался, Куда они тебя вели; Венок твой кровью окроплялся И в бранной весь еще пыли! Вооруженным паладином Ты проносился по долинам, Где жатвы зреют и шумят, Где трав несется аромат, Но ты их не хотел и видеть, Провозглашая бранный зов, И, полюбивши ненавидеть, Везде искал одних врагов. Но вижу: бранью не насытясь И алча сердцем новых сил, Взлетев на холм, усталый витязь, Ты вдруг коня остановил. Постой - хоть миг! - и на свободе Познай призыв своей души: Склони усталый взор к природе. Смотри, как чудно здесь в глуши: Идет обрывом лес зеленый, Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И как ковром устлал дорогу, - Идешь - как будто по водам, - Нога шумит... И ухо внемлет Смятенный говор в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет И красных мухоморов ряд, Как карлы сказочные, спят; А здесь просвет: сквозь листья блещут, Сверкая золотом, струи... Ты слышишь говор: воды плещут, Качая сонные ладьи; И мельница...
    5. Степанов Н. Л.: Ап. Майков
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    Часть текста: поэзии второй половины XIX века Аполлон Майков занимает видное место среди представителей того поэтического направления, которое выступало под знаменем «чистого искусства», стремясь противопоставить нараставшим социальным бурям тихую пристань безмятежных радостей, рождаемых созерцанием природы и любованием искусством. Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 года в Москве, в родовитой дворянской семье. Детство его прошло в подмосковном имении отца - художника Н. А. Майкова, академика живописи. С детских лет будущий поэт рос и воспитывался в атмосфере увлечения искусством. В доме Майковых, в особенности после переезда в 1834 году всей семьи в Петербург, постоянно собирались художники, литераторы, музыканты, велись оживлённые беседы и споры по вопросам искусства и литературы. Эта артистическая атмосфера сказалась и на раннем периоде поэтической деятельности Майкова. Он начал писать стихи с пятнадцатилетнего возраста, помещая их в рукописных журнале «Подснежник» и альманахе «Лунные ночи» (1836-1839), составлявшихся членами семьи Майковых и их друзьями - поэтом В. Бенедиктовым, молодым И. Гончаровым, В. Солоницыным и др. Многие из этих юношеских стихов Майкова впоследствии были напечатаны в его сборниках («Сон», «Сомнение» и др.). Наряду с литературой Майков в эти годы увлекался также живописью, проявив себя одарённым художником. В 1837 году Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время пребывания в университете он работал по истории славянского права и в то же время усиленно изучал латинских поэтов. В 1841 году Майков окончил университет и поступил на службу в департамент государственного казначейства. В 1842 году вышел первый сборник стихотворений Майкова, с большим сочувствием встреченный критикой. Белинский в своей рецензии на книгу стихов Майкова отметил «неподдельное» и...
    6. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: как комы снеговые, От севера плывут грядами облака; Всё ясно говорит, что осень уж близка; Выходят старики, поля обозревая, И колос шелушат, про умолот смекая, Пытаясь вынести из годовых трудов Крупицу опыта для будущих годов... И в жизни так пора приходит: разум строгий Велит уж подводить под прожитым итоги, - И память повела его, как чародей В волшебный лабиринт, средь темных галерей, И ряд картин пред ним во мраке озаряет... На всё, что предо мной она разоблачает. Уже взираю я с спокойною душой. Уж всё так далеко, всё кажется мечтой! Фигуры движутся, как в дымке фимиама, Уже на всё легла эпическая рама, И свет таинственный, и муза в тишине Всё взором обняла и песни шепчет мне... О сын мой, милый сын, как резвый и живой Малютка розовый, играешь ты со мной! Тебе по вечерам я сказываю сказки, И вдруг ты тяжело дышать начнешь, и глазки Блеснут слезинкою... Задремлешь ли порой, Задумываться я люблю перед тобой И губок подвижных в изменчивом движенье Угадывать твои невинные виденья... И вот ты вырастешь... Быть может, для тебя Судьба не даст сказать мне сказку про себя, Вот Сны тебе мои... В них всё, что хладный опыт Открыл мне, проведя чрез слезы, скорбь и ропот. Свидетель будешь ты уже поры иной: Быть может, наши Сны сочтешь уже мечтой И сказкой наш удел и наших дней страданья... Молю - да будет так!.. ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Есть домик - он теперь глядит уж старцем сирым, Но некогда он мне казался целым миром! Уютно он стоит между берез и...
    7. Гидони А.: Скандинавская тема в творчестве Майкова
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: тема в творчестве Майкова Едва ли можно указать на кого-либо из больших русских поэтов XIX века, помимо А. Майкова, чье место в истории нашей литературы казалось бы столь определенно-однозначным. Характеристики ему даются, как правило, исчерпывающие, похожие на майковские эпитеты в стихах самого поэта: точные, чуждые «фето-полонской» зыбкости и объемности. Впрочем, если приглядеться, то уже смысловой набор характеристик Майкова покажется не вполне простым и однолинейным. В самом деле: глава школы «чистого искусства», но и воинственно-тенденциозный поэт славянофильского склада; «певец пламенного Юга» и тут же —словно по заданному контрасту! — холодноватый пластик; цельный до односторонности художник, и в то же время человек, творческий поиск которого исходит из тематического дуализма, о чем говорят хотя бы навязчивые антитезы «программных» названий его поэм и стихов («Два мира», «Две судьбы», «Олинф и Эсфирь», «Ангел и Демон», «Два гроба»). Подобный дуализм, будь он даже случайным, все равно нуждался бы в объяснении, а когда он мотивирован внутренне, когда он дает пищу традиционным, часто очень эффектным, но по существу довольно поверхностным интерпретациям майковского творчества, тогда стоит особо внимательно всмотреться в истинный смысл и глубинные тенденции этого творчества. Уже сама писательская судьба Майкова в панораме и перспективе русской литературы двойственна. Он знал прижизненную и посмертную славу: он словно олицетворял собою «пушкинскую эстафету» и в то же время не был да и не мог быть ведущим поэтом, а в наши дни фигура его представляется и скромнее, и обыденней, чем это виделось его современникам. Вот почему, когда имеешь дело с таким «потоком двойственностей», то непроизвольно напрашивается соблазн рассмотреть...
    8. Брагин Кирилл: Поэт-художник Аполлон Майков
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Нил Сорский, и Майковы осознавали свою духовную сопричастность к этому великому святому. Одним из первых учителей Майкова был писатель Иван Гончаров, будущему поэту он преподавал русскую словесность и латынь. По словам Ивана Панаева, автор «Обломова» «много способствовал развитию эстетического вкуса» у своего ученика и « внушил ему большую любовь к литературе». Аполлон Николаевич учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, подумывал о пути живописца, но положительные отзывы о его первых поэтических опытах критика Петра Плетнёва, способствовали занятием литературой. Известность на литературном поприще Майков получил в начале 1840-х годов, уже по смерти Пушкина и Лермонтова, тогда, когда вся Россия «с нетерпением ждала появления нового певца». Майков, конечно, не заменил русских гениев, но читателями и критиками был принят. Белинский сразу увидел в нем «замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование»....
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове) Вступительная статья Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове Публикуемое ниже письмо хранится в архиве А. Н. Майкова среди его писем к неустановленным лицам (РО ИРЛИ, No 17380, л. 79--80 об.). Хотя оно уже обращало на себя внимание исследователей, работавших с этими материалами, 1 но опубликовано не было, и в литературе о Гончарове этот документ, насколько нам известно, не упоминался. Между тем, в нем содержится несколько любопытных сведений об истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821--1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812--1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный...
    10. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе древнегреческой поэзии. Об одном из них, стихотворении "Сон", критик успел дать восторженный отзыв еще в 1840 году, когда оно впервые появилось в "Одесском альманахе" за подписью М., ничего не говорившей тогдашнему литературному миру. Теперь, в статье 1842 года, Белинский выписывал это стихотворение полностью вторично: Когда ложится тень прозрачными клубами На нивы желтые, покрытые скирдами, На синие леса, на влажный злак лугов; Когда над озером белеет столп паров И в редком тростнике, медлительно качаясь, Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-- Иду я под родной соломенный свой кров, Раскинутый в тени акаций и дубов; И там, с...