• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1977"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    3. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Другу Илье Ильичу
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    5. Белинский В. Г.: Стихотворения Аполлона Майкова ("Даровита земля русская... ")
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    6. Анненский И. Ф.: Полное собрание сочинений А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    8. Игры
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    10. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    11. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    12. После бала
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: Название это приходится считать условным. Сам Майков заметил в одном из писем: "... полное в смысле того, что автором выбрано и одобрено. Не вошло многое" (ГПБ). После смерти поэта было издано еще три полных собрания (1901, 1911, 1914) уже в четырех томах: в последний, четвертый, том входили произведения, которые не включались самим Майковым в издание 1893 года. Все собрания сочинений Майкова, начиная с 1842 года, открывались стихотворением "Посвящение", адресованным матери поэта Евгении Петровне Майковой (урожд. Гусятниковой, 1803-1880), поэтессе, переводчице, прозаику, В советское время избранные поэтические произведения Майкова изданы в Малой серии "Библиотеки поэта" (1937, 1952, 1957), в серии "Библиотека драматурга", в книге: Л. Мей. Драмы. А. Майков. Драматические поэмы (1961) и в Большой серии "Библиотеки поэта" (1977). В основу настоящего собрания положено издание Большой серии "Библиотеки поэта". Тексты произведений, не входивших в нее, для настоящего собрания сверены со всеми прижизненными изданиями и автографами, а в примечаниях указаны источники, по которым они публикуются. В настоящем издании сохранена структура, принятая самим автором в последнем прижизненном собрании сочинений, где произведения распределены по томам, названным поэтом "Лирика", "Картины", "Поэмы", а внутри томов - по жанровым и тематическим разделам, например: "Подражания древним", "Элегии", "Отзывы истории" и т. д. Не меняется и расположение текстов внутри разделов, большая часть которых печатается полностью (не включены произведения, утратившие эстетический или...
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: смерти" впервые появились только в 1857 г. в журнале "Библиотека для чтения" (No 10), но написаны они значительно раньше. Сам Майков датировал драму 1852 г.; однако уже осенью 1851 г. он читал ее своим знакомым. Майков работал над "Тремя смертями" много лет. "Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов - "2 судьбы", "Машенька" и пр., я занялся моими мрачными "Тремя смертями"",-- писал поэт М. П. Заблоцкому в 1855 г. 1 Следовательно, работу над драмой он относил к концу 1840-х--началу 1850-х годов. По-видимому, речь идет здесь о годах, когда он вплотную взялся за "Три смерти". В другом месте - через много лет - Майков отметил, что он обратился к драме после своего возвращения из первой заграничной поездки. Он писал Я. К. Гроту: "По возвращении домой стал я писать: явились "Очерки Рима", рассказы в прозе и пр. и уже стали мелькать впереди "Три смерти"" (ф. 168, No 16503, л. 2). Однако в архиве поэта (ф. 168, No 16474, л. 2 об. --5 об.) сохранился публикуемый ниже первоначальный набросок "Трех смертей", который датирован июнем 1842 г., т. е. временем еще до отъезда за границу. Так что замысел начал "мелькать впереди" намного раньше. Этот набросок не имеет заглавия, 2 но в нем отчетливо просвечивают будущие "Три смерти". Вводная ремарка передает сущность сюжета и конфликта, а главные действующие лица - те же: Сенека, Лукан и Люций. Это, конечно, еще совсем не пьеса; она совершенно статична. Намечены лишь основные характеры с их разным отношением к жизни и смерти. Лишь небольшая часть публикуемого...
    3. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: А. Солоницына. Историю словесности братьям преподавал тогда еще мало кому известный писатель И. А. Гончаров, вспоминавший позднее, что дом Майковых "кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств" (Гончаров И. А. <Н. А. Майков. Некролог> // -- Голос. --1873. - No 238. - 29 авг.). Майковы вместе с членами их домашнего кружка (В. Г. Бенедиктовым, И. А. Гончаровым, П. П. Свиньиным и др.) "выпускали" рукописный журнал ("Подснежник") и альманах ("Лунные ночи"), куда включались первые опыты юного М. В те годы он под влиянием отца увлекался живописью, а под воздействием друзей дома и матери (Евгении Петровны, урожденной Гусятниковой, 1803--1880), позднее выступавшей в печати с повестями и стихотворениями, пробовал силы в поэзии. В 1837 г. М. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий не оставлял; не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений ("Одесский альманах на 1840...
    4. Другу Илье Ильичу
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: И в этот сладкий час, между еды и карт, В бюрократический приходишь вдруг азарт, И перестроивать, с верхов до основанья, Всё заново начнешь общественное зданье! О, как мы слушаем! Как наш ученый Шмит - Сей нигилистов бич - от счастия пыхтит! А юный правовед - сей баловень фортуны, - Как будто ловит он речей твоих перуны И прячет их в карман, чтоб ими, может быть, В бумагах деловых эффектно погромить! А Петр Петрович! Тит Фомич! И я-то, грешный, - Мы таем, учимся, и - верь - не безуспешно! Какие новые пружины и винты В гражданский механизм искусно вводишь ты! Какой из рук твоих, в жизнь дикого народа, Ручной голубкою влетела бы свобода! Я слушаю, лежу спокойно на софе И вижу, что и я, в особенной графе, В теории твоей стою, и так же точно Все - пирамидою, осмысленно и прочно Сложились шестьдесят мильонов русских душ! И как мы все цветем! О, богом данный муж! У всех одна лишь мысль, все трудимся мы вместе, Чтоб всё, что ты завел, стояло век на месте. Не только старики, - ты счастьем всех смирил, Всех! Даже молодежь ты так переродил, Что исчезает в ней уж в школе пыл и ярость, И прыгает она из детства прямо в старость... Мне даже кажется, что стали наезжать Уж немцы к нам твое созданье изучать, Дивясь, какой судьбой на "свинской" почве русской Вдруг стало пахнуть всё идиллией французской! Конечно, иногда меня смущает тут Одно сомнение: народец русский - плут! Не спорит никогда, но всюду - как по стачке, Как в яму спустит вдруг, глядишь, поодиначке, Созданья лучшие ученейших голов. И как ты ни пиши, что с ним ни трать ты слов, - Он от тебя бежит под сень родного мрака, Как от немецкого намордника собака! Но ты - ты сладишь с ним... вот только б проложить Тебе тропинку-то!.. Вот только б обратить Вниманье... знаешь... там!.. Лишь там бы захотели Понять твои мечты, способности и цели! Тогда б ты сладил, да! Ведь ты не то, что был, Ну, хоть твой папенька!.. Ах, вижу, рассмешил Тебя...
    5. Белинский В. Г.: Стихотворения Аполлона Майкова ("Даровита земля русская... ")
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем. Говоря так, мы думаем, что много сказали в пользу молодого поэта: можно быть человеком с дарованием и не обещать развития; только сильные дарования в первых произведениях своих дают залог будущего развития... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь, в эту печальную эпоху литературы, осиротелой и покрытой трауром, - теперь, когда лишь изредка слышится свежий голос искреннего чувства, более или менее звучный отголосок внутренней думы; теперь, когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв, слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов... Наша литература, несмотря на свою молодость и незрелость, уже свершила несколько фазов развития, уже дала не один факт для опытности ума мыслящего и наблюдательного. Из числа ее великих действователей нет почти ни одного, свободно и до конца развившего свои творческие силы... Но сколько было у нас талантов, так много обещавших и так мало выполнивших, так великими казавшихся еще недавно и так незначительных теперь!.. И все то благо, все добро! 3 Благодаря этому обстоятельству теперь только...
    6. Анненский И. Ф.: Полное собрание сочинений А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: С. - Петербург. 1901. Изд. А. Ф. Маркса. Ц. за четыре тома 4 р., с перес. 4 р. 75 к. Т. I - стр. XVI + 600; т. II - стр. VIII + 560; т. III -стр. 506+ II; т. IV-стр. VIII+ 618. Источник текста и примечаний: Анненский И. Ф. Учено-комитетские рецензии. Выпуск II: 1901-1903 гг., Иваново, 2000, с. 114-117. Предыдущее издание было на рассмотрении Ученого Комитета (15 ноября 1893 <г.> за N 1195) и было "рекомендовано для фундаментальных и ученических, старшего возраста, библиотек средних учебных заведений и для награды учащимся в мужских учебных заведениях не ранее перехода в VIII класс, а в женских при выпуске или при переходе в педагогический класс". Настоящее издание в составе первых трех томов есть точное воспроизведение предыдущего , да эти томы едва ли подлежат какому-либо изменению, ибо в данный вид они приведены самим поэтом. Отличие лее седьмого издания от предшествующих заключается в четвертом томе, где, по-видимому, впервые собраны те произведения поэта, которые он не считал удобным включить в собрание своих сочинений. Не только для историка русской литературы, но и для всякого любителя классической русской поэзии и вообще ее внимательного читателя четвертый том является долгожданным и дорогим приобретением. Покойный поэт дал нам так мало ключей к своим произведениям, в виде ли литературных воспоминаний, или полемики, или обнародованных писем, что читателю приходится...
    7. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    Часть текста: бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы озаботились заблаговременно собиранием материалов для...
    8. Игры
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: ИГРЫ "Хлеба и зрелищ!" Кипел народом цирк. Дрожащие рабы В арене с ужасом плачевной ждут борьбы. А тигр меж тем ревел, и прыгал барс игривой, Голодный лев рычал, железо клетки грыз, И кровью, как огнем, глаза его зажглись. Отворено: взревел, взмахнув хвостом и гривой, На жертву кинулся... Народ рукоплескал... В толпе, окутанный льняною, грубой тогой, С нахмуренным челом седой старик стоял, И лик его сиял, торжественный и строгой. С угрюмой радостью, казалось, он взирал, Спокоен, холоден, на страшные забавы, Как кровожадный тигр добычу раздирал И злился в клетке барс, почуя дух кровавый. Близ старца юноша, смущенный шумом игр, Воскликнул: "Проклят будь, о Рим, о лютый тигр! О, проклят будь народ без чувства, без любови, Ты, рукоплещущий, как зверь, при виде крови!" - "Кто ты?" - спросил старик. "Афинянин! Привык Рукоплескать одним я стройным лиры звукам, Одним жрецам искусств, не воплям и не мукам..." - "Ребенок, ты не прав", - ответствовал старик. - "Злодейство хладное душе невыносимо!" - "А я благодарю богов-пенатов Рима". - "Чему же ты так рад?" - "Я рад тому, что есть Еще в сердцах толпы свободы голос - честь: Бросаются рабы у нас на растерзанье - Рабам...
    9. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: А. Н. Майкова (1842) В. Г. Белинский писал: "Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния,-- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе древнегреческой поэзии. Об одном из них, стихотворении "Сон", критик успел дать восторженный отзыв еще в 1840 году, когда оно впервые появилось в "Одесском альманахе" за подписью М., ничего не говорившей тогдашнему литературному миру. Теперь, в статье 1842 года, Белинский выписывал это стихотворение полностью вторично: Когда ложится тень прозрачными клубами На нивы желтые, покрытые скирдами, На синие леса, на влажный злак лугов; Когда над озером белеет столп паров И в редком тростнике, медлительно качаясь, Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-- Иду я под родной соломенный свой кров, Раскинутый в тени...
    10. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: легла эпическая рама, И свет таинственный, и муза в тишине Всё взором обняла и песни шепчет мне... О сын мой, милый сын, как резвый и живой Малютка розовый, играешь ты со мной! Тебе по вечерам я сказываю сказки, И вдруг ты тяжело дышать начнешь, и глазки Блеснут слезинкою... Задремлешь ли порой, Задумываться я люблю перед тобой И губок подвижных в изменчивом движенье Угадывать твои невинные виденья... И вот ты вырастешь... Быть может, для тебя Судьба не даст сказать мне сказку про себя, Вот Сны тебе мои... В них всё, что хладный опыт Открыл мне, проведя чрез слезы, скорбь и ропот. Свидетель будешь ты уже поры иной: Быть может, наши Сны сочтешь уже мечтой И сказкой наш удел и наших дней страданья... Молю - да будет так!.. ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Есть домик - он теперь глядит уж старцем сирым, Но некогда он мне казался целым миром! Уютно он стоит между берез и лип; У дома спуск крутой; а там - реки изгиб, И за рекою луч, сквозь дождевую тучу, Блестит на городке, на домах, сбитых в кучу. Веселый смех детей, как в роще пенье птиц, Звучит в том домике; в нем нет угрюмых лиц, И видимо на всем благословенье бога, Хоть бедность не чужда была его порога; Зато там был приют простых и добрых чувств И билися сердца при имени искусств. Искусства труженик, без жажды славы лживой, Отец мой там обрел приют себе счастливый. Что в жизни вынес он, каким достиг путем Житейской мудрости - не знали мы о том... Вокруг его друзья немногие сбирались; Все вместе старились... лишь смертью разлучались... Нам свято имя их:...