• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1868"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Из Апокалипсиса
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    2. * * * ("Дорог мне, перед иконой... ")
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    3. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    4. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    5. Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Степанов Н. Л.: Ап. Майков
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    7. Майков А. Н. - Ковалевскому Е. П., 6 декабря 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    8. Погодин М. П. - Майкову А. Н., 27 ноября 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    10. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    11. * * * ("Есть мысли тайные в душевной глубине... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Майков и Достоевский (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    13. На горах Гарца
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. Майков А. Н. (Большая энциклопедия русского народа)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    15. Крылов
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Майков А. Н. - Островскому А. Н., начало 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Кто он?
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Валуев
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    19. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    20. Майков А. Н. - Погодину М. П., март 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Из Апокалипсиса
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: четыре Вокруг него других престола было, И двадесять четыре восседало На оных старца, в белых одеяньях И со златыми на главах венцами. И от престола исходили громы, И молнии, и гласы, и горели Семь огненных светильников пред ним. И пред престолом было словно море Стеклянное, и вкруг него четыре Животных, испещренные очами. И первое подобно было льву, Тельцу - другое, третье же имело Лик человеческий, а остальное - Летящего орла имело вид. И по шести они имели крыл, И день и ночь взывали: "Свят, свят, свят Господь бог вседержитель ныне, присно И вовеки веков". Когда ж взывали - С своих престолов поднимались старцы, И поклонялися, и полагали Свои венцы перед большим престолом, И говорили: "Ты еси достоин, Господь, прияти славу, честь и силу, Бо сотворил ты всё и всё содержишь, И волею твоей всё существует". <ГЛАВА> 5 И видел я: Седящий держит книгу, И книга та исписана снаружи И извнутри. И семь на ней печатей. И громким гласом ангел вопросил: "Кто оную открыть достоин книгу И сняти с оной седмь ее печатей?" И никого достойных не явилось Ни на земле, ни на небе, и плакал Я, что достойных нет ее открыть. Тогда один из старцев мне сказал: "Не плачь: се лев, исшедший из колена Иудина и корени Давида, Что победил, - Он разогнути книгу И сняти седмь ее печатей может". И я взглянул - и видел: меж престола И четырех животных и средь старцев Стоит как бы закланный агнец, седмь Рогов и седмь имеющий очес. Он, подошед, взял книгу из десницы Седящего - и пали перед агнцем Животные и старцы, каждый гусли Держащие и золотые чаши, Из коих фимиам курился (а то были Святых мольбы). И новую они Воспели песнь: "Достоин взять ты книгу И снять с нее печати: был заклан И искупил своей ...
    2. * * * ("Дорог мне, перед иконой... ")
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Дорог мне, перед иконой... ") * * * Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой. Знаю я: свеча пылает, Клир торжественно поет - Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Светлый ангел упованья Пролетает над толпой... Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой: Это - медный грош вдовицы, Это - лепта бедняка, Это... может быть... убийцы Покаянная тоска... Это - светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... 1868 Примечания Впервые - "Заря", 1869, No 1, с. 1. Послано Ф. М. Достоевскому с письмом от 22 ноября 1868 г. 11(23) декабря 1868 г. Достоевский писал Майкову: "Ваша "У часовни" - бесподобно. И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших" (Ф. М. Достоевский. Письма, тт. 1-4, М. -Л., 1928-1959, т. 2, с. 439).
    3. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    Часть текста: и педагогическое значение его поэзии А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии Результаты пятидесяти пяти лет поэтической деятельности Аполлона Николаевича Майкова {1} были тщательно просмотрены, классифицированы и профильтрованы самим поэтом в 1893 г., в шестом издании его сочинений {2}. Их набралось на три небольших, но компактных тома, что составляет в сумме около 1500 страниц малого формата, причем я не считаю рассказов по русской истории {3}, как стоящих особо. Издание, где поэт является собственным редактором и критиком, имеет свои преимущества, но и свои отрицательные стороны: для чтения и беглого обзора поэтической деятельности писателя отполированные страницы самоиздания - находка; но критику нечего делать с этими распланированными и очищенными волюмами последней даты: он охотно променял бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы...
    4. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе древнегреческой поэзии. Об одном из них, стихотворении "Сон", критик успел дать восторженный отзыв еще в 1840 году, когда оно впервые появилось в "Одесском альманахе" за подписью М., ничего не говорившей тогдашнему литературному миру. Теперь, в...
    5. Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: Вышли наши молодцы, Впереди несут иконы Со свечами чернецы... Не сказали б, так узнала б Вся Москва их! Старики! Не наотмашь, низко на лоб Надевали клобуки; Не развалисты в походке, А согбенные идут; Не дерут, разиня глотки, Тихим голосом поют; Лица постные, худые, Веры точно что столпы!.. Уж не толстые, хмельные Никоньянские попы!.. Умилился люд московский. Повалил за ними, прет, И на площади Кремлевской, Что волна, забил народ. А уж там, во Грановитой, Все нас ждут: царевны, двор, Патриарх, митрополиты, Освященный весь собор. Старцы свечи возжигали, И Евангелье с крестом На амвоны полагали, И царевне бьют челом; "Благоверная царевна! Солнце Русский земли! Свет София Алексеева, Государыня! Вели, Чтоб у нас быть рассмотрению С патриархом о делах По церковному строенью И о Никоновых лжах! Процветала церковь наша, Аки райский крин, полна Благодати, яко чаша Пресладчайшего вина! Утверждалася на книгах, Их же имем от мужей, Проводивших жизнь в веригах И в умертвии страстей; Их же чтением спасались Благоверные цари, И цвели, и украшались По Руси монастыри; Но реченный Никон волком Вторгся в оный вертоград И своим безумным толком Ниспроверг церковный лад! Аки римская блудница На драконе восседя, Рек: "Несть бога! - кровопийца. - Аз есмь бог, и вся моя!" И святые книги рушил... Ну, и начал всё мутить..." Патриарх их слушал, слушал, Подымался говорить, Да куда!.. Из-за владыки Ну выскакивать попы... Брань пошла, мятеж и крики! На дворе ревут толпы, Вкруг царевен - натерпелись Уж бедняжки! - мужики. Чернецы орут, зарделись. Поскидали клобуки, Все-то с взбитыми власами, Очи кровью налиты. И мелькают над главами Палки, книги и кресты!.. Ждет царевна не дождется. Чтоб затихли; то вперед. Словно лебедь, к ним рванется, Образумливать учнет. ...
    6. Степанов Н. Л.: Ап. Майков
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: того поэтического направления, которое выступало под знаменем «чистого искусства», стремясь противопоставить нараставшим социальным бурям тихую пристань безмятежных радостей, рождаемых созерцанием природы и любованием искусством. Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 года в Москве, в родовитой дворянской семье. Детство его прошло в подмосковном имении отца - художника Н. А. Майкова, академика живописи. С детских лет будущий поэт рос и воспитывался в атмосфере увлечения искусством. В доме Майковых, в особенности после переезда в 1834 году всей семьи в Петербург, постоянно собирались художники, литераторы, музыканты, велись оживлённые беседы и споры по вопросам искусства и литературы. Эта артистическая атмосфера сказалась и на раннем периоде поэтической деятельности Майкова. Он начал писать стихи с пятнадцатилетнего возраста, помещая их в рукописных журнале «Подснежник» и альманахе «Лунные ночи» (1836-1839), составлявшихся членами семьи Майковых и их друзьями - поэтом В. Бенедиктовым, молодым И. Гончаровым, В. Солоницыным и др. Многие из этих юношеских стихов Майкова впоследствии были напечатаны в его сборниках («Сон», «Сомнение» и др.). Наряду с литературой Майков в эти годы увлекался также живописью, проявив себя одарённым художником. В 1837 году Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время пребывания в университете он работал по истории славянского права и в то же время усиленно изучал латинских поэтов. В 1841 году Майков окончил университет и поступил на службу в департамент государственного казначейства. В 1842 году вышел первый сборник стихотворений Майкова, с большим сочувствием встреченный...
    7. Майков А. Н. - Ковалевскому Е. П., 6 декабря 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: дворовый человек, который недоволен "волей". Взят мною дворовый как представитель рабского, испорченного класса; он с помещиком старого времени кутил, даже разбойничал иногда вместе, словом, был его сеидом; правда, был бит и барином, но зато чванился перед дворней и мужиками, играл роль, вертел всем домом, - явление ненавистное, но нам всем знакомое. {Оно так известно в литературе, что его узнают по одному намеку, по одной черте: известно, какие люди дворовые! (Прим. А. Н. Майкова). } Такой человек недоволен "волей" потому, что она лишила его прежнего значения, что он уже по-старому не может удовлетворять своим страстям и порокам, и, разумеется, плачет по старине и ругает новое. Кто же не поймет, что брань на новый порядок в устах старого подлого холопа есть величайшая похвала благодетельной реформе, ныне у нас совершившейся. {Это то же, что плач взяточника по взяткам, плач подьячего по прежнему хаосу в законах и т. п. (Прим. А. Н. Майкова) . } Это ясно для каждого, кто имеет хоть какое-нибудь понятие о художественном образе. Надо брать смысл всей пьесы, а не отдельные выражения: ведь мой старик смешон тем, что в своих ламентациях плачет и о каруселях для гостей! Неужели не ясно! Далее: этот холоп пристает к ямщику, чтоб тот сказал, чего они хотят? Ямщик не находится, что отвечать: да разве инстинктивный еще человек может сказать что-нибудь определенное? А в его движении, что он поскакал, видно только, что он, по инстинкту, хочет и в жизни уйти от того порядка, который уни ч тожен уже правительством, уйти "как от волков", "как из-под тучи грозовой" и пр. Ведь этими чертами характеризуется старый крепостной порядок! А куда уйти? он и этого не может сказать, а к чему-то уже осуществляющемуся лучшему, что характеризуется последним стихом: А даль-то, даль -- как широка! Ясно - это горизонт, открытый новым Положением. Если бы можно было...
    8. Погодин М. П. - Майкову А. Н., 27 ноября 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: М. П. - Майкову А. Н., 27 ноября 1867 г. М. П. ПОГОДИН - А. Н. МАЙКОВУ   <Москва. 27 ноября 1867 г.> "Русский" возобновляется 1 : ему нужно на зубок что-нибудь! Да потолкуйте об нем хорошенько с знакомыми, принимающими живое участие. Мне одному нести эту ношу, я вижу теперь, тяжело, потому что у меня есть еще другие ноши: Историю надо непременно кончить хоть на Святой неделе - до татар 2 . А там мерещится Иван Васильевич 3 . Если б нашлись мне помощники для "Русского", которые содействовали б к разнообразию, то число читателей увеличилось бы, без сомнения. Условия пусть предлагают какие угодно. Поговорите же с кем заблагорассудите. Например, рецензии примечатель<ных> книг, беспристрастные и в нашем духе, было бы очень полезно ввести. Не примет ли участия г. Достоевский, которого все-таки до сих пор не видал. Как его здоровье?.. 4 Примечания Автограф. ЛБ. М. 9515.9. 1 В заявлении "От редактора", напечатанном в No 1-2 "Русского" 1 января 1868 г., Погодин писал: "Извиняясь перед читателями в замедлении издания, которое случилось совершенно нечаянно, по причине моего заграничного путешествия (других причин, повторяю, не...
    9. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    Часть текста: сидел больной Карлино. Сладко Дыша в тени прохладным ветерком, Он отдыхал, избитый лихорадкой. Он снова жизнь улыбкою встречал, В ней помня радости, забывши муки, И весело, как будто по разлуке, Знакомые предметы узнавал: 2 В углу кумир языческого бога, Отрытый им в саду, без рук, без ног... "Бог даст, - он думал, - сыщется знаток, Даст пятьдесят пиастров: мне подмога..." На золоте мадонна со Христом, Сиенских старых мастеров работа, Ряд древних копий с Липпи иль с Джиотта, Оставленных ему еще отцом. 3 На полке книги - да, о человеке Вы можете наверно заключать По избранной его библиотеке, В его душе, в понятиях читать, - Лежали там комедии Гольдони, История мадонны и святых, Либретто оперы, стихи Тассони Да календарь процессий храмовых... 4 Как старый друг, он встретил их улыбкой; Потом на даль он перевел свой взор... А что за виды с Фраскатанских гор! Там дерева лозой обвиты гибкой, Там в миртовых аллеях пышных вилл Статуи, бюсты, мраморные группы; Там римских пин зонтообразны купы И кипарис, печальный друг могил... 5 Как рад он был, что снова видит дивный В тумане очерк купола Петра И в Рим дорогу лентою извивной Между руин... А уж была пора, Как солнце гасло, ночь шла от востока, И слышно на долине лишь дроздов Да караван навьюченных мулов, Гремушками звенящий издалёка. 6 Не долго наш больной покоил взор На дали и долиной любовался; Заботливо порой он обращался В соседний виноградник чрез забор. Он видит: там, меж листьями мелькая В корсете алом, белою рукой Пригнув лозу, смуглянка молодая Срывает с ветки...
    10. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств" (Гончаров И. А. <Н. А. Майков. Некролог> // -- Голос. --1873. - No 238. - 29 авг.). Майковы вместе с членами их домашнего кружка (В. Г. Бенедиктовым, И. А. Гончаровым, П. П. Свиньиным и др.) "выпускали" рукописный журнал ("Подснежник") и альманах ("Лунные ночи"), куда включались первые опыты юного М. В те годы он под влиянием отца увлекался живописью, а под воздействием друзей дома и матери (Евгении Петровны, урожденной Гусятниковой, 1803--1880), позднее выступавшей в печати с повестями и стихотворениями, пробовал силы в поэзии. В 1837 г. М. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий не оставлял; не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений ("Одесский альманах на 1840 год"; "Библиотека для чтения" и "Отечественные записки" за 1841 г.). Теперь его поэтические занятия поощрялись уже не только друзьями дома: на М. обратили внимание университетские профес : сора, в особенности П. А. Плетнев, многие годы опекающий поэта и знакомивший крупнейших литераторов, в частности Жуковского и Гоголя, с его произведениями. В начале 1842 г. вышел в свет первый поэтический сборник М. В литературных кругах особый интерес вызвал открывавший его раздел "В антологическом роде" - цикл стихотворений, близких жанру элегии и одновременно ориентированных на античную эпиграмму. Исключительно высокую оценку антологической лирике М. дал В. Г. Белинский, утверждавший, что "эллинское созерцание составляет основной элемент таланта" поэта, и восхищавшийся пластичностью и грациозностью образов, "виртуозностию отделки" стиха, "поэтическим, полным жизни и определенности языком" (Собр. соч.: В 9 т. - М., 1979. - Т. 4. - С. 344--346). Хотя Белинский и...