• Приглашаем посетить наш сайт
    Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1873"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    2. Майков А. Н. - Страхову Н. Н., 20 января 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Ф. И. Тютчеву
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    4. Письма, документы
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    5. Майков А. Н. - Достоевской А. Г., конец января или середина августа 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    6. Гидони А.: Скандинавская тема в творчестве Майкова
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    7. Кассандра (перевод)
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    8. Анакреон скульптору (Графу Ф. П. Толстому)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Вопрос
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    10. П. М. Цейдлеру
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Майков и Достоевский (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    12. Три смерти
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    13. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    14. Мотив Коппе ("Ты веришь ей, поэт! Ты думаешь, твой гений... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Петр Михайлович Цейдлер (некролог) - старая орфография
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    16. Менуэт (Рассказ старого бригадира)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. В. Г. Бенедиктову
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    18. Валкирии
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Москва - 8.(20). III. 1897, Петербург] - поэт. Родился в семье известного живописца, позднее академика императорской Академии Художеств,-- Николая Аполлоновича Майкова (1796--1873). Детство поэта прошло в Москве и в подмосковном имении, но дальнейшая его судьба связана с Петербургом, куда семья переселилась в 1834 г. Первоначальное образование М и его брат Валериан (1823--1847), в будущем видный литературный критик, получили дома, в основном под руководством друга их отца литератора - В. А. Солоницына. Историю словесности братьям преподавал тогда еще мало кому известный писатель И. А. Гончаров, вспоминавший позднее, что дом Майковых "кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств" (Гончаров И. А. <Н. А. Майков. Некролог> // -- Голос. --1873. - No 238. - 29 авг.). Майковы вместе с членами их домашнего кружка (В. Г. Бенедиктовым, И. А. Гончаровым, П. П. Свиньиным и др.) "выпускали" рукописный журнал ("Подснежник") и альманах ("Лунные ночи"), куда включались первые опыты юного М. В те годы он под влиянием отца увлекался...
    2. Майков А. Н. - Страхову Н. Н., 20 января 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Майков А. Н. - Страхову Н. Н., 20 января 1873 г. А. Н. МАЙКОВ - Н. Н. СТРАХОВУ  <С. -Петербург> 20 января 1873 г. ... Ввиду того, что скоро увидимся, я и писать вам ничего не буду. Не могу только не сказать, что, кроме Бычкова 1 , вас поджидает Федор Михайлович Достоевский, на которого теперь залаяла вся свора прогресса. Господи, как ругаются! Но ругательства бы еще ничего: как клевещут! 2 Этого я не понимаю. А полемике публика верит. Отсутствие серьезного отношения к жизни ужасно... Примечания Автограф. ГПБ, ф. 747, ед. хр. 21. 1 Афанасий Федорович Бычков (1818--1899) - историк и археолог, автор ряда крупных археографических трудов. 2 Резкие нападки на Достоевского, появившиеся в это время в революционно-демократической и либеральной печати, были вызваны выходом в свет отдельного издания "Бесов", а также тем, что Достоевский стал редактором такого обскурантистского издания, как "Гражданин".
    3. Ф. И. Тютчеву
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Ф. И. Тютчеву Ф. И. ТЮТЧЕВУ Народы, племена, их гений, их судьбы Стоят перед тобой, своей идеи полны, Как вдруг застывшие в разбеге бурном волны, Как в самый жаркий миг отчаянной борьбы Окаменевшие атлеты... Ты видишь их насквозь, их тайну ты постиг, И ясен для тебя и настоящий миг, И тайные грядущего обеты... Но грустно зрячему бродить между слепых, "Поймите лишь, - твердит, - и будет вам прозренье! Поймите лишь, каких носители вы сил, - И путь осветится, и все падут сомненья, И дастся вам само, что жребий вам судил!" <1873> Примечания Впервые - "В память Ф. М. Достоевского", СПб., 1881, с. 12. Стих. было прочитано Майковым на торжественном общем собрания С. -Петербургского благотворительного общества 14 февраля 1881 г. Бедовой правленый автограф с подзаг. "(В 1865 году в альбом)". Другой автограф - в тексте одной из допечатных редакций "трагедии в октавах" "Княжна ***", посвященной памяти Ф. И. Тютчева, под загл. "Вместо Пролога", с подзаг. "Стихи, ему написанные в 1869 г.". Во всех печатных изданиях имеет дату: 1874. Однако стих., по-видимому, написано при жизни Тютчева, то есть не позднее 15 июля 1873 г. "... Знакомство с Ф. И. Тютчевым, - писал Майков в 1887 г. своему сослуживцу и биографу М. Л. Златковскому, - окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем..." (М. Л. Златковский. Аполлон Николаевич Майков, СПб., 1888, с. 41). В архиве Майкова сохранилось недатированное стих. "Ф. И. Тютчев": Есть чудный старец между нас: Всегда - хотя на миг вас встретит - Он что-нибудь в душе у вас Своею мыслию осветит. Майков редактировал собрание стихов поэта в издании 1886 года. Поймите лишь и т. д. - По воспоминаниям Майкова, Ф. М. Достоевский по поводу этих строк "воскликнул: "Да, да, поймите лишь! именно, именно, только бы поняли! Да нет, не поймут!.."" ("В память Ф. М. Достоевского", с. 13).
    4. Письма, документы
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: документы Документы: Расписка А. А. Майкова в получении денег от А. Н. Островского, 12 декабря 1870 г. Письма Майкова: Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове) Майков А. Н. - Ефремовой Ю. Д., 30 сентября 1853 г. Майков А. Н. - Островскому А. Н., начало 1855 г. Майков А. Н. - Заблоцкому-Десятовскому М. П., декабрь 1855 г. - январь 1856 г. Майков А. Н. - Писемскому А. Ф., апрель 1856 Майков А. Н. - Плетневу П. А., 15 апреля 1857 г. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 26 сентября 1857 г. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 7 октября 1857 г. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 2 марта 1858 г. Майков А. Н. - Дудышкину С. С., 19 мая 1858 г. Майков А. Н. - Кони Ф. А., 17 марта 1860 г. Майков А. Н. - Ковалевскому Е. П., 6 декабря 1861 г. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г. Майков А. Н. - Валиханову Ч., 10 февраля 1863 г. Майков А. Н. - Алмазову Б. Н., 1867 г. Майков А. Н. - Майковой А. И., январь 1864 г. Майков А. Н. - Майковой А. И., 29 сентября 1864 г. Майков А. Н. - Погодину М. П., 30 марта 1867 г. Майков А. Н. - Погодину М. П., март 1867 г. Майков А. Н. - Погодину М. П., 25 апреля 1867 г. Майков А. Н. - Страхову Н. Н., 20 января 1873 г. Майков А. Н. - Достоевской А. Г., конец января или середина августа 1873 г. Майков А. Н. - Майковой А. И., 26 мая 1879 г. Майков А. Н. - Майковой А. И., после 22 июня 1879 г. Майков А. Н. - Майковой А. И., 28 июня 1879 г. Майков А. Н. - Страхову Н. Н., 28 января 1881 г. Майков А. Н. - Висковатову П. А. Майков A. H. - Кавелину К. Д., 24 сентября 1867 г. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 26 ноября 1892 г. Maйков A. H. - Майкову А. А.,...
    5. Майков А. Н. - Достоевской А. Г., конец января или середина августа 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Майков А. Н. - Достоевской А. Г., конец января или середина августа 1873 г. А. Н. МАЙКОВ - А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ   <С. -Петербург. Конец января или середина августа 1873 г.> ... Не забудьте сказать Федору Михайловичу, чтобы остановились печатать ту стихотворную воду, которая разлилась на 4-х страницах последнего "Гражданина" 1 . Это невозможно!.. Примечания Копия рукой А. Г. Достоевской. ЛБ, ф. 93. II. 6.46. Годовая дата указана ею. Черновик: ИРЛИ, 16641. cVIIб6. 1 Имеется в виду либо стихотворение П. А. Козлова "Май", напечатанное на пяти колонках No 5 "Гражданина", 29 января, либо стихотворение В. Н. -Д. (Вас. Немировича-Данченко) "Капуцин (с итальянского)", занимающее в No 33 (13 августа) четыре колонки. Этим определяется условная датировка письма. Других длинных стихотворных произведений в "Гражданине" за время редактирования его Достоевским не появилось.
    6. Гидони А.: Скандинавская тема в творчестве Майкова
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: то уже смысловой набор характеристик Майкова покажется не вполне простым и однолинейным. В самом деле: глава школы «чистого искусства», но и воинственно-тенденциозный поэт славянофильского склада; «певец пламенного Юга» и тут же —словно по заданному контрасту! — холодноватый пластик; цельный до односторонности художник, и в то же время человек, творческий поиск которого исходит из тематического дуализма, о чем говорят хотя бы навязчивые антитезы «программных» названий его поэм и стихов («Два мира», «Две судьбы», «Олинф и Эсфирь», «Ангел и Демон», «Два гроба»). Подобный дуализм, будь он даже случайным, все равно нуждался бы в объяснении, а когда он мотивирован внутренне, когда он дает пищу традиционным, часто очень эффектным, но по существу довольно поверхностным интерпретациям майковского творчества, тогда стоит особо внимательно всмотреться в истинный смысл и глубинные тенденции этого творчества. Уже сама писательская судьба Майкова в панораме и перспективе русской литературы двойственна. Он знал прижизненную и посмертную славу: он словно олицетворял собою «пушкинскую эстафету» и в то же время не был да и не мог быть...
    7. Кассандра (перевод)
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: от варварских нравов к высшим понятиям в жизни. Тут варварство стоит еще пред читателем во всем его ужасе (картина жертвоприношения Ифигении, видения Кассандры и пр.), тут господство еще старых богов, требовавших крови за кровь. Пред нами история дома Атридов - длинный ряд злодейств. Освещение, которое бросает на них Эсхил, - это, как выражаются старые эстетики, спасительный ужас, т. е. отвращение к злодейству: понятно, какое цивилизующее впечатление производила его трагедия на современников, в памяти которых еще живы были эти дела и времена! Фокус, из которого исходит это освещение в "Агамемноне", следовательно лицо самое высокое и любезное для читателя, это - Кассандра, ясновидящая, вдохновенная жрица Аполлона, дочь Приама, доставшаяся, по разделе пленных, в добычу вождю ахейцев. Она одна выше всего окружающего ее мира; ни свои в Трое, ни чужие, здесь, в Аргосе, ее не понимают. Хор сочувствует ее несчастиям, указывает даже, что великий дух - ее погибель, но открываемых ею горизонтов будущего обнять не может. Она между тем возвещает, что в следующем поколении будет положен конец "крови", и действительно, в третьей части трилогии Орест, сын Агамемнона, преследуемый старыми богами за убийство матери, убийство, которое он должен был совершить, мстя за убийство отца, приведен наконец Аполлоном пред Афинский Ареопаг, где, под внушением Паллады, произносится приговор над старым варварским миром и торжествуется наступление новой, лучшей эпохи, царство разумницы Паллады. Вот общая мысль трилогии Вот роль, какую в ней играет Кассандра. Для уразумения переведенного мною отрывка напомню читателям только те черты кровавой история Атридов, которые имеют отношение к нашей трагедия. У элидского царя Пелопса было два сына: Атрей и...
    8. Анакреон скульптору (Графу Ф. П. Толстому)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: скульптору (Графу Ф. П. Толстому) АНАКРЕОН СКУЛЬПТОРУ (Графу Ф. П. Толстому) Что чиниться нам, ваятель! Оба мы с тобой, приятель, Удостоены венца; Свежий лавр - твоя награда, Я в венке из винограда Век слыву за мудреца. Так под старость, хоть для смеху, Хоть для юношей в потеху, Мне один вопрос реши! Видел я твои творенья; Формы, мысли выраженье - Всё обдумал я в тиши. Но одним смущен я крепко... В них совсем не видно слепка С наших модных героинь, Жриц афинского разврата. - А с любимых мной когда-то Юных дней моих богинь! Горлиц, манною вскормленных! Купидоном припасенных Мне, как баловню его! А с красот их покрывало, Милый друг, не упадало, Знаю я, ни для кого! Вот хоть Геба молодая. Что, кувшин с главы спуская, Из-за рук, смеясь, глядит - Это Дафна! та ж незрелость Юных форм, девчонки смелость И уж взрослой девы стыд! Дафну я таил от света! Этой розы ждал расцвета - Но напрасно! Раз она, Искупавшися, нагая, В воду камешки кидая, Веселилася одна... Я подкрался... обернулась, Увидала, поскользнулась И с уступа на уступ - В самый омут... К ней лечу я, Всплыл - и что же? Выношу я Из воды холодный труп! Знал еще я дочь сатрапа! Подкупив ее арапа, Проникал в гарем я к ней... Что же? лик ее надменный, Нетерпеньем оживленный, Вижу в Гере я твоей! Та ж игра в ланитах смуглых, Та же линия округлых, Чудно выточенных ног, То ж изнеженное тело, И спины волнистость белой... Нет! ты видеть их не мог! Иль художники, как боги. Входят в Зевсовы чертоги И, читая мысль его, Видят в вечных идеалах То, что смертным, в долях малых, Открывает божество? 1853 Примечания Впервые - Стихотворения Аполлона Майкова,...
    9. Вопрос
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: ВОПРОС Мы все, блюстители огня на алтаре, Вверху стоящие, что город на горе, Дабы всем виден был; мы, соль земли, мы, свет, Когда голодные толпы в годину бед Из темных долов к нам о хлебе вопиют, - О, мы прокормим их, весь этот темный люд! Чтобы не умереть ему, не голодать - Нам есть что дать! Но... если б умер в нем живущий идеал, И жгучим голодом духовным он взалкал, И вдруг о помощи возопиял бы к нам, Своим учителям, пророкам и вождям, - Мы все, хранители огня на алтаре, Вверху стоящие, что город на горе, Дабы всем виден был и в ту светил бы тьму, - Что дали б мы ему? <1873> Примечания Впервые - "Складчина", СПб., 1874, с. 429. Стих. доставлено в редакцию не позднее 29 января 1874 г. В автографе, предназначавшемся, судя по пометам, для "Складчины", запись Майкова. "Имел в виду не одних писателей, а всю интеллигенцию, т. с. весь образованный класс. Ясно это или нет?" Мы все блюстители огня на алтаре, и т. д. - Восходит к евангельскому тексту (Матф., V, 13-14). Откликаясь на стих. Майкова, критик народнического направления Н. К. Михайловский писал: "Мне кажется, его так и следует понимать исключительно как вопрос...", но вопрос, по мнению критика, важный, ибо, "что, в случае надобности, дадим мы народу из запаса своей духовной пищи? Многого он не возьмет ни за что <...> или по крайней мере будет отбиваться изо всех сил. Многое...
    10. П. М. Цейдлеру
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: П. М. Цейдлеру П. М. ЦЕЙДЛЕРУ Вот он по Гатчинскому саду Идет с толпой учеников; Вот он садится к водопаду На мшистый камень, в тень дерев; Вкруг дети жмутся молчаливо К нему всё ближе. Очи их Или потуплены стыдливо, Иль слез полны, и сам он тих, Но ликом светел. Он читает В младых сердцах. Он их проник; Один душой он понимает Неуловимый их язык. В сердцах, забитых от гоненья, Ожесточенных в цвете лет, Он вызвал слезы умиленья, Он пролил в них надежды свет; И, указуя в жизнь дорогу, Он человека идеал Пред ними долго, понемногу И терпеливо раскрывал... И вот открыл! - и ослепило Его сиянье юный взгляд, И дети с робостию милой И изумлением глядят. И каждый сам в себя невольно Ушел и плачет о себе, И за прошедшее им больно - И все готовятся к борьбе. Ах, Цейдлер! в этом идеале Ведь ты себя нарисовал; Но только дети не узнали, Да ты и сам того не знал! 1856 Примечания В первой публикации (Стихотворения Аполлона Майкова, СПб., 1858, кн. 2, с. 283), под загл. "Ц....... ру" (в ст. 1 - "г...... му саду", в ст. 29 - "Ц...... р"). Печатается по тексту: Стихотворения Аполлона Майкова, СПб., 1872, ч. 1, с. 345. Петр Михайлович Цейдлер (1821-1873) - русский педагог, надзиратель и преподаватель Гатчввскего сиротского института и других учебных заведений. Критик А. М. Скабичевский, сослуживец Цейддера, считал, что Майков в своем стих, идеализировал университетского товарища, который, по мнению Скабичевского, представлял собой "заурядного школьного администратора" (А. М. Скабичевский, Литературные воспоминания, М., 1928, с. 175).