• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1888"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 13. Размер: 36кб.
    2. Брингильда
    Входимость: 9. Размер: 24кб.
    3. Старый дож
    Входимость: 8. Размер: 4кб.
    4. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 7. Размер: 119кб.
    5. * * * ("Воплощенная, святая... ")
    Входимость: 5. Размер: 2кб.
    6. * * * ("Оставь, оставь! На вдохновенный... ")
    Входимость: 5. Размер: 2кб.
    7. Мани - факел - фарес
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    8. * * * ("Куда б ни шел шумящий мир... ")
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    9. * * * ("Почетным членом избирает... ")
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    10. А. П. Милюкову (по поводу моего 50-летнего юбилея 1888 г. апр. 30)
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    11. Ответ (К. А. Дворжицкому)
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    12. * * * ("Нет своего в тебе закала... ")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    13. Пустынник
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    14. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    15. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    16. Соловьев Вл.: Майков А. Н. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    17. В. и А.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    18. Рыбная ловля
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    19. Майков А. Н. - Островскому А. Н., начало 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    20. Петру Великому
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. * * * ("Всё - горы, острова - всё утреннего пара... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    22. И. А. Гончарову
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Ответ Л.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Степанов Н. Л.: Ап. Майков
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    25. Стихотворения по сборникам
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    26. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    27. У гроба Грозного
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    28. Король Гаральд
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. * * * ("Уж побелели неба своды... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. Горбунову
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    31. * * * ("Над необъятною пустыней Океана... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    32. Автоэпиграмма
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. Дон-Пеппино
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. Ф. И. Тютчеву
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    35. Клермонтский собор
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    36. Мережковский Д. С.: Майков А. Н.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    37. Весна
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Венера Медицейская
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. М..... му
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. * * * ("Киев, весной радостной... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    41. * * * ("Заалел, горит восток... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    43. Стихотворения по алфавиту
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    44. Гроза
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. * * * ("Румяный парус там стоит... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    46. * * * ("Вот Дамаскин Алексея Толстого - за автора больно!.. ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    47. * * * ("Заката тихое сиянье... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. * * * ("Профессор Милюков, в своем трактате новом... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    50. Renaissance (К юбилею Рафаэля Санцио)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 13. Размер: 36кб.
    Часть текста: 1 но опубликовано не было, и в литературе о Гончарове этот документ, насколько нам известно, не упоминался. Между тем, в нем содержится несколько любопытных сведений об истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821--1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812--1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный журнал "Подснежник", на страницах которого помещали свои произведения не только сами Майковы, но и профессиональные литераторы, близкие к их кругу. Именно в "Подснежнике" появились и первые известные нам оригинальные литературные опыты Гончарова. 6 Об этом времени и вспоминает Майков в публикуемом ниже письме. Оно не имеет ни даты,...
    2. Брингильда
    Входимость: 9. Размер: 24кб.
    Часть текста: озари, и освети Ее высоким дерзновеньям Христом открытые пути, - Она бы образ тот явила Душевных сил и красоты, Который нам осуществила В любви и жертве вечной - ты... ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Гудруна - жена убитого Сигурда Брингильда - жена Гуннара, брата Гудруны Медди, Гермунда, Герварда, Урлунда-Красавица, Древняя Гильда - пять королев Время - мифических преданий скандинавской Старшей Эдды. Прим. для чтения вслух: "Бога ради, читая вслух, не скандуйте стихов, как, к сожалению, у нас принято при чтении греческих и латинских поэтов и переносится также и на русские трехсложные размеры; ненадобно думать совсем о размере: читайте как прозу, но выразительно, где требуется, и с ударением на те слова в стихах, на которые следует по смыслу. Скандование убивает всякое одушевление, всякий лиризм, все переливы чувства, словом, пропадает вся сила диалога. В речах Гудруны и еще более Брингильды - скорее декламация, а не скандование..." (Из письма автора). Мертвый Сигурд на высоком помосте лежит: Весь с головы золотою покрыт он фатой, Факел горит в головах, а в ногах у него Бледная, взгляд неподвижный, Гудруна сидит. Пять королев на ступенях помоста вокруг, Древняя Гильда на креслах высоких одна: Съехались с разных концов на ужасную весть. Воины в шлемах стальных оцепляют их круг. Сзади толпятся старейшины, двор и рабы. Ропот в чертоге, и гул от толпы на дворе. Утром с шурьями на ловы поехал Сигурд. Тотчас почти принесен был домой, весь в крови. Кровь из больших десяти изливалася ран. Входит Брингильда в чертог, дверь наотмашь раскрыв. Шуба соболья и волосы в снежной пыли. Холод за нею в широкие двери пахнул" В стороны с факела пламя метнулось, вздымясь. Дрогнул, заискрясь, Сигурдов покров золотой. Глянувши быстро на всех, молча в угол прошла. Слушает, пристально глядя, что вкруг говорят. Подле Гудруны, у ног ее, Медди была. Горе чужое - ...
    3. Старый дож
    Входимость: 8. Размер: 4кб.
    Часть текста: И всё ближе это пенье К ним несется над водой, Рассыпаясь в отдаленье В голубой простор морской... Дожу вспомнилось былое - Море зыбилось едва... Тот же Веспер... "Что такое? Что за глупые слова!" - Вздрогнул он, как от укола Прямо в сердце... Глядь, плывет, Обгоняя их, гондола, Кто-то в маске там поет; "С старым дожем плыть в гондоле... Быть его - и не любить... И к другому, в злой неволе, Тайный помысел стремить... Тот "другой" - о догаресса! - Самый ад не сладит с ним! Он безумец, он повеса, Но он - любит и любим!.." Дож рванул усы седые... Мысль за мыслью, целый ад, Словно молний стрелы злые, Душу мрачную браздят... А она - так ровно дышит, На плече его лежит... "Что же?.. Слышит иль не слышит? Спит она или не спит?!." 1887, 1888 Примечания Впервые - "Нива", 1888, No 17, 20 апреля, с. 426, Автограф при письме к поэту К. К. Романову от 14 января 1888 г., ранняя редакция, с датой; 1887, Дек<абря> 31). Автограф белее поздней редакций с датой: 1888, 27 янв<аря> при письме к тому же адресату от 27 января 1888 г., где Майков замечает; "Мне обидно, досадно, больно и совестно, что я послал к Вам - почти в черновом виде моего Старого Дожа. Он только что теперь убрался как следует и только в этом виде может...
    4. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 7. Размер: 119кб.
    Часть текста: страницы самоиздания - находка; но критику нечего делать с этими распланированными и очищенными волюмами последней даты: он охотно променял бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы озаботились заблаговременно собиранием материалов для объективного, критического издания творений А. Н. Майкова: нравственно-поэтические облики таких людей, как он, не должны теряться для истории нашего просвещения и истории всемирной поэзии, а без критического издания его творчество и поэтическая индивидуальность останутся закрытыми для всестороннего исследования и истолкования. Нужны варианты, черновики, письма. Шестой и седьмой томы тихонравовского издания Гоголя были, вероятно, приняты большой публикой с некоторым недоумением {7}; между тем для историка и критика это истинный клад, а груз, подъятый покойным Тихонравовым и господином Шенроком, является в их глазах именно той драгоценной глыбой мрамора, из которой когда-нибудь поставят Гоголю настоящий памятник. I Первое, что невольно отмечается в поэзии...
    5. * * * ("Воплощенная, святая... ")
    Входимость: 5. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Воплощенная, святая... ") * * * Воплощенная, святая, В обаяньи красоты, Ты, земле почти чужая, Мысль художника - что ты? Посреди сплошного мрака, В глубине пустынь нагих, Ни пути где нет, ни злака, Ни журчанья вод живых; Под напором черной тучи, Что из вечности несет Адский вихрь, что пламя, жгучий, От которого всё мрет, - Ты - удар посланца божья В мрак сей огненным мечом, Ужас тьмы и бездорожья Вмиг рассеявший кругом И открывший для поэта Солнце Истины над ним, Мир кругом - в сияньи света, И в душе его, поэта, Образ, выстраданный им! 1888 Примечания Впервые - "30 апреля. Стихотворения Аполлона Майкова (1883-1888)", СПб., 1888, с. 52 и "Русский вестник", 1888, No 4, с. 50. Автограф с заметкой: "А вот вам - с одного маха вчера поздно вечером написанное стихотворение" - при письме Майкова к сыновьям Владимиру и Аполлону от 28 января 1888 г. Адский вихрь - образ, восходящий к "Божественной комедии" Данте (Ад, V).
    6. * * * ("Оставь, оставь! На вдохновенный... ")
    Входимость: 5. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Оставь, оставь! На вдохновенный... ") * * * Оставь, оставь! На вдохновенный, На образ Музы неземной Венок и вянущий, и тленный Не возлагай! У ней есть свой! Ей - полной горних дум и грезы, Уж в вечность глянувшей - нейдут Все эти праздничные розы. Как прах разбитых ею пут! Ее венок - неосязаем! Что за цветы в нем - мы не знаем, Но не цветы они земли, А разве - долов лучезарных, Что нам сквозят в ночах полярных В недосягаемой дали! 1888 Примечания Впервые - "30 апреля. Стихотворения Аполлона Майкова (1883-1888)", СПб., 1888, с. 54. Из письма Майкова к сыновьям Владимиру и Аполлону от 17 февраля 1888 г. и текста первоначальной редакции стих., заключенного в письмо, следует, что оно было задумано как вариаций на тему "Как хороши и свежи были розы" стих. И. П. Мятлева "Розы" <1834>. послужившую темой стих. в прозе И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы...". В письме от 7 марта 1888 г. Майков посылая поправки к ранней редакций, а в письме от 10 марта - окончательный текст - со словами, его предваряющими: "Эврика! друзья моя, эврика!..", и последующим замечанием; "Н. Н. Страх<ов> мне сказал: ""Да это вы что ж? в ответ за юбилей написали?" А пожалуй и так".
    7. Мани - факел - фарес
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    Часть текста: Мани - факел - фарес МАНИ - ФАКЕЛ - ФАРЕС В диадиме и порфире, Прославляемый как бог, И как бог единый в мире, Весь собой, на пышном пире, Наполняющий чертог - Вавилона, Ниневии Царь за брашной возлежит. Что же смолкли вдруг витии? Смолкли звуки мусикии?.. С ложа царь вскочил - глядит - Словно светом просквозила Наверху пред ним стена. Кисть руки по ней ходила И огнем на ней чертила Странной формы письмена. И при каждом начертанье Блеск их ярче и сильней, И, как в солнечном сиянье, Тусклым кажется мерцанье Пирных тысячи огней. Поборов оцепененье, Вопрошает царь волхвов, Но волхвов бессильно рвенье, Не дается им значенье На стене горящих слов. Вопрошает Даниила, - И вещает Даниил: "В боге - крепость царств и сила; Длань его тебе вручила Власть, и им ты силен был; Над царями воцарился, Страх и трепет был земли, - Но собою ты надмился, Сам себе ты поклонился, И твой час пришел. Внемли: Эти вещие три слова..." Нет, о Муза, нет! постой! Что ты снова их и снова Так жестоко, так сурово Выдвигаешь предо мной! Что твердишь: "О горе! горе! В суете погрязший век! Без руля, на бурном море, Сам с собою в вечном споре, Чем гордишься, человек? В буйстве мнящий быти богом, Сам же сын его чудес - Иль не зришь, в киченьи многом, Над своим уж ты порогом Слов: мани - факел - фарес!.." 1888 Примечания Впервые - "Русский вестник", 1889, No 1, с. 95. Автограф в письме к сыновьям от 30 октября 1888 г. с датой; Окт. 12-27/1888, поправки - в письме от 14 ноября 1888 г. Мани - факел - фарес (халдейское mane, shekel, fares) - исчислено, взвешено, разделено. По преданию, эти слова, внезапно появившиеся на стенах чертога, в котором пировал царь Валтасар, предвещали гибель его царства (Библия, кн. Даниила, V). Посылая стих. сыновьям, Майков заметил: "Неожиданность и повесть поворота производит на всех сильное впечатление - а, так вот оно к чему идет... и от заключения вырастает грациозность пьесы, <...> Правду сказать без этой заключительной мысли, т. е. о нашем веке - что ж бы и писать о Бальтасаре?"
    8. * * * ("Куда б ни шел шумящий мир... ")
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Куда б ни шел шумящий мир... ") * * * Куда б ни шел шумящий мир, Что б разум будничный ни строил, На что б он хор послушных лир На всех базарах ни настроил, - Поэт, не слушай их. Пускай Растет их гам, кипит работа, - Они все в Книге Жизни - знай - Пойдут не дальше переплета! Святые тайны Книги сей Раскрыты вещему лишь оку: Бог открывался сам пророку, Его ж, с премудростью своей, Не видел гордый фарисей. Им только видимость - потреба, Тебе же - сущность, тайный смысл; Им - только ряд бездушных числ, Тебе же - бесконечность неба, Задача смерти, жизни цель - Неразрешимые досель, Но уж и в чаемом решенье, Уже в предчувствии его Тебе дающие прозренье В то, что для духа - вещество Есть только форма и явленье. 1888 Примечания Впервые - "30 апреля. Стихотворения Аполлона Майкова (1883-1888)", СПб., 1888, с. 47. Печатается по первой публикации. Автограф в письме к сыновьям Владимиру и Аполлону от 8 февраля 1888 г. Они все в Книге Жизни... - Восходит к Апокалипсису (III, 5). Данный образ использован в ряде выдающихся произведений русской классики, среди которых "Евгений Онегин" Пушкина, "Анна Каренина" Л. Толстого и др.
    9. * * * ("Почетным членом избирает... ")
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Почетным членом избирает... ") 23 Почетным членом избирает Меня словесный факультет - И в ваш почтенный круг вступает, Вам низко кланяясь, поэт. Всё, что в науку вашу входит, И вас самих он чтил всегда, - Не понимает лишь, когда Речь о поэзии заходит. 1888 Примечания Впервые: А. Н. Майков. Избранные произведения, БП, БС, с. 665-672. В 1888 г. в связи с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности Майкова Петербургский, Казанский и Киевский университеты избрали его своим "почетным членом" ("Русский вестник", 1888, No 6, с. 299).
    10. А. П. Милюкову (по поводу моего 50-летнего юбилея 1888 г. апр. 30)
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: А. П. Милюкову (по поводу моего 50-летнего юбилея 1888 г. апр. 30) А. П. МИЛЮКОВУ ПО ПОВОДУ МОЕГО 50-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ 1888 г. АПР. 30 Мне тем дороже твой привет, Что брызнул он лучом нежданным Уж по далеким, по туманным Рядам прожитых нами лет... Смотри: студентские мундиры... И все вы, тесною толпой, Бряцанью полудетской лиры Открытой внемлете душой. Вам - в звуках голоса нетвердых, И в робком переборе струн, И в недохваченных аккордах - Могучий чудится перун... Средь бледных образов, по смелым, Быть может, профилям кой-где, Меня уж мастером умелым, Провозгласив, собором целым, Всходящей плещете звезде... И откровенен был и звонок Ваш дружний клик и гром похвал, Но как испуганный ребенок Пред вами, помню, я стоял... Куда уйти, куда бы скрыться, С тоской глядел по сторонам. По счастью (для чего таиться?), Тогда я не поверял вам, Да так не верю в поныне, И только жду, - уж много лет! - Пророк не слышится ль в пустыне? Нейдет ли истинный поэт?.. Глашатай бога н природы, Для тьмы непогасимый свет, Кому он послан - те народы И те века - им смерти нет! Для всех грядущих - в нем наука, И откровенье, и закон! И в нем ни образа, ни звука Не унесет поток времен; Стоит спокойный, величавый, Один, как солнце в небесах, - И наши маленькие славы Все гаснут при его лучах! 5 мая 1888