• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1974"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    2. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    3. Гомеру
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    4. Майков А. Н. - Заблоцкому-Десятовскому М. П., декабрь 1855 г. - январь 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    5. * * * ("Вчера - и в самый миг разлуки... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    6. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    7. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    8. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    9. * * * ("Нет своего в тебе закала... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    10. У гроба Грозного
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    11. Майков А. Н. - Писемскому А. Ф., апрель 1856
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    12. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    13. Новогреческая песня
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. Я. П. Полонскому ("Полонский! суждено опять судьбою злою... ")
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    15. Майков А. Н. - Плетневу П. А., 15 апреля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Сны
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    17. Последняя элегия в Риме
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Жанна д'Арк (Отрывок)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    19. Анненский И. Ф.: Полное собрание сочинений А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 3. Размер: 72кб.
    Часть текста: Люция" и наконец две существенно отличающиеся одна от другой редакции трагедии "Два мира". История этого замысла заслуживает специального исследования. Обильный материал для него (рукописи и переписка) сохранился в архиве Майкова. По цензурным причинам "Три смерти" впервые появились только в 1857 г. в журнале "Библиотека для чтения" (No 10), но написаны они значительно раньше. Сам Майков датировал драму 1852 г.; однако уже осенью 1851 г. он читал ее своим знакомым. Майков работал над "Тремя смертями" много лет. "Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов - "2 судьбы", "Машенька" и пр., я занялся моими мрачными "Тремя смертями"",-- писал поэт М. П. Заблоцкому в 1855 г. 1 Следовательно, работу над драмой он относил к концу 1840-х--началу 1850-х годов. По-видимому, речь идет здесь о годах, когда он вплотную взялся за "Три смерти". В другом...
    2. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: сочинений в трех томах - в 1893 году. Книгу 1842 года поэт считал своим первым собранием сочинений. При жизни Майкова, помимо отдельных сборников (1854, 1864 и 1888), выходило шесть собраний (1842, 1858, 1872, 1884, 1888, 1893). которые автор называл "полными". Название это приходится считать условным. Сам Майков заметил в одном из писем: "... полное в смысле того, что автором выбрано и одобрено. Не вошло многое" (ГПБ). После смерти поэта было издано еще три полных собрания (1901, 1911, 1914) уже в четырех томах: в последний, четвертый, том входили произведения, которые не включались самим Майковым в издание 1893 года. Все собрания сочинений Майкова, начиная с 1842 года, открывались стихотворением "Посвящение", адресованным матери поэта Евгении Петровне Майковой (урожд. Гусятниковой, 1803-1880), поэтессе, переводчице, прозаику, В советское время избранные поэтические произведения Майкова изданы в Малой серии "Библиотеки поэта" (1937, 1952, 1957), в серии "Библиотека драматурга", в книге: Л. Мей. Драмы. А. Майков. Драматические поэмы (1961) и в Большой серии "Библиотеки поэта" (1977). В основу настоящего собрания положено издание Большой серии "Библиотеки поэта". Тексты произведений, не входивших в нее, для настоящего собрания сверены со всеми прижизненными изданиями и автографами, а в примечаниях указаны источники, по которым они публикуются. В настоящем издании сохранена структура, принятая самим автором в последнем прижизненном собрании сочинений, где произведения распределены по томам, названным поэтом "Лирика", "Картины", "Поэмы", а внутри томов - по жанровым и тематическим разделам, например: ...
    3. Гомеру
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Гомеру ГОМЕРУ Твоих экзаметров великое паденье Благоговейною душой я ощущал. Я в них жизнь новую, как в первый день рожденья В сосцах у матери младенец, почерпал, И тихо в душу мне вливалось вдохновенье... Так морю Демосфен ревущему внимал: Среди громадных волн торжественного шума Мужал могучий глас, и, зрея, крепла дума. 1843 Примечания Впервые - Ежегодник, 1976, с. 179 (публикаций И. Г. Ямпольского.) Печатается по первой публикации. Интерес к Гомеру сопровождал Майкова всю жизнь, "В начале 50-х годов <...> выучился по-гречески, единственно чтобы расчухать, каким тоном написана "Илиада", ибо чувствовал, что Гнедич не наивен, а Жуковский сладок; должно быть более грубости и непосредственности" (Ежегодник, 1974, с. 51). В архиве поэта сохранились наброски прозаического перевода 1-й и 3-й песен "Илиады",
    4. Майков А. Н. - Заблоцкому-Десятовскому М. П., декабрь 1855 г. - январь 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: не получил ли ты как-нибудь генеральский чин - и потому уж начал презирать синиоров прежних товарищей. Право, бог тебяьзнает. Если ж ты злишься на мою неаккуратность, то это нехорошо; все-таки писал бы. Нечего делать, начинаю я, и начинаю потому, что решился вообще завести переписку и решился на это потому, что на днях попались мне мои письма, которые я писал к вам из-за границы. 2 Я об этих письмах всегда говорил, что они очень глупы; возвратясь из чужих краев, я увидал в журналах письмо об Испании и был поражен, как автор глубоко изучил Испанию в истор<ическом>, статистич<еском>, литератур<ном>, этнографич<еском> и пр. отношениях, а я-то, думаю, прожил год в Италии, и ничего этого не сделал, и писал только о том, что меня занимало. Теперь же я прочел их с великим удовольствием и очень рад, что не писал об Италии в разных отношениях, а писал о себе и свои мысли. Тогда я еще не знал, что такие письма (как об Испании) пишутся, не выезжая из города, по источникам. 3 После этого и стал...
    5. * * * ("Вчера - и в самый миг разлуки... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Вчера - и в самый миг разлуки... ") * * * Вчера - и в самый миг разлуки Я вдруг обмолвился стихом - Исчезли слезы, стихли муки, И точно солнечным лучом И близь, и даль озолотило... Но не кори меня, мой друг! Венец свой творческая сила Кует лишь из душевных мук! Глубоким выхвачен он горем Из недр души заповедных, Как жемчуг, выброшенный морем Под грохот бури, - этот стих! 1889 Примечания Впервые - "Русский вестник", 1889, No 10, с. 41. Автограф в письме к сыновьям Владимиру и Аполлону от 8 сентября 1889 г. Об истории создания стих. см.: И. Г. Ямпольский. Из архива А. Н. Майкова (Ежегодник, 1974, с. 27).
    6. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния,-- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе...
    7. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    Часть текста: На золоте мадонна со Христом, Сиенских старых мастеров работа, Ряд древних копий с Липпи иль с Джиотта, Оставленных ему еще отцом. 3 На полке книги - да, о человеке Вы можете наверно заключать По избранной его библиотеке, В его душе, в понятиях читать, - Лежали там комедии Гольдони, История мадонны и святых, Либретто оперы, стихи Тассони Да календарь процессий храмовых... 4 Как старый друг, он встретил их улыбкой; Потом на даль он перевел свой взор... А что за виды с Фраскатанских гор! Там дерева лозой обвиты гибкой, Там в миртовых аллеях пышных вилл Статуи, бюсты, мраморные группы; Там римских пин зонтообразны купы И кипарис, печальный друг могил... 5 Как рад он был, что снова видит дивный В тумане очерк купола Петра И в Рим дорогу лентою извивной Между руин... А уж была пора, Как солнце гасло, ночь шла от востока, И слышно на долине лишь дроздов Да караван навьюченных мулов, Гремушками звенящий издалёка. 6 Не долго наш больной покоил взор На дали и долиной любовался; Заботливо порой он обращался В соседний виноградник чрез забор. Он видит: там, меж листьями мелькая В корсете алом, белою рукой Пригнув лозу, смуглянка молодая Срывает с ветки гроздий золотой. 7 Пурпурный луч мерцающей денницы Ее античный профиль озлащал, И смоль косы, и черные ресницы, И покрывало пышно обагрял. "Нинета!" - ей кричит он чрез ограду, И тотчас, легче серны молодой, С корзинкою златого винограду Влетела девушка в его покой. 8 "Проснулся ты? Тебе, Карлино милый, Сегодня лучше?.. Знать, недаром я Поутру в...
    8. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: вместе с членами их домашнего кружка (В. Г. Бенедиктовым, И. А. Гончаровым, П. П. Свиньиным и др.) "выпускали" рукописный журнал ("Подснежник") и альманах ("Лунные ночи"), куда включались первые опыты юного М. В те годы он под влиянием отца увлекался живописью, а под воздействием друзей дома и матери (Евгении Петровны, урожденной Гусятниковой, 1803--1880), позднее выступавшей в печати с повестями и стихотворениями, пробовал силы в поэзии. В 1837 г. М. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий не оставлял; не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений ("Одесский альманах на 1840 год"; "Библиотека для чтения" и "Отечественные записки" за 1841 г.). Теперь его поэтические занятия поощрялись уже не только друзьями дома: на М. обратили внимание университетские профес : сора, в особенности П. А. Плетнев, многие годы опекающий поэта и знакомивший крупнейших литераторов, в частности Жуковского и Гоголя, с его...
    9. * * * ("Нет своего в тебе закала... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Нет своего в тебе закала... ") 28 Нет своего в тебе закала, В душе - наследья нет веков, Чтоб, замыкая век отцов, Она б и новый предвкушала... Ты просто - делаешь стихи... Ядро уж вынуто другими, Ты ж ловишь брошенные ими Осколки мертвой шелухи; Их сложишь, склеишь, лаком тоже Покроешь - не сквозил бы свет - По виду на орех похоже - Да только в нем ядра-то нет! 1888 Примечания Впервые - Ежегодник, 1974, с. 132 (публикация И. Г. Ямпольского). Печатается по первой публикации. Автограф в письме Майкова к сыновьям Владимиру и Аполлону от 1 февраля 1888 г., где замечено, что стих, обращено "к нынешнему поэту вообще".
    10. У гроба Грозного
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: облечен досель сей гроб безмолвный... Вот он!.. Иконы вкруг. Из узкого окна В собор, еще святых благоуханий полный, Косой вечерний луч на темный гроб упал Узорной полосой в колеблющемся дыме... О, если б он предстал - теперь - в загробной схиме, И сам, как некогда, народу речь держал: "Я царство создавал - н создал, н доныне, - Сказал бы он, - оно стоит - четвертый век... Судите тут меня. В паденьях н гордыне Ответ мой - господу; пред ним - я человек. Пред вами - цар"! Кто ж мог мне помогать?.. Потомки Развенчанных князей, которым резал глаз Блеск царского венца, а старых прав обломкн Дороже были клятв и совести?.. Держась За них, и Новгород: что он в князьях, мол, волен! К Литве, когда Москвой стеснен иль недоволен! А век тот был, когда венецианский яд, Незримый как чума, прокрадывался всюду: В письмо, в причастие, ко братине и к блюду... Княгиня - мать моя - как умерла? Молчат Княжата Шуйские... Где Вельский? Рать сбирает? Орудует в Крыму и хана подымает! Под Серпуховом кто безбожного навел На своего царя и указал дорогу? Мстиславский? Каешься?.. А Курбский? Он ушел! "Не мыслю на удел", - клянется мне и богу, А пишется в Литве, с панами не таясь, В облыжных грамотах как "Ярославский князь"! Клевещет - на кого ж? На самоё царицу - Ту чистую, как свет небесный, голубицу!.. Всё против!.. Что же я на царстве?.. Всем чужой?.. Идти ль мне с посохом скитаться в край из края? Псарей ли возвести в боярство - и покой Купить, им мерзости творить не возбраняя, И ненавистью к ним всеобщей их связать С своей особою?.. Ответ кто ж должен дать За мерзость их, за кровь?.. Покинутый, болящий, Аз - перед господом - аз - аки пес смердящий В нечестьи и грехе!.. Но царь пребыл царем. Навеки...