• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1880"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Весна
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    2. * * * ("Люблю его - не баловнем Лицея... ")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    4. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    5. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    6. * * * (""Что может миру дать Восток?.. ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    7. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    8. Могила Майкова А. Н.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. Княжна ***
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    10. Суд предков
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    11. М..... му
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. * * * ("У Музы тяжкая рука... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    13. Кто он?
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Майков А. Н. - Плетневу П. А., 15 апреля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    15. * * * ("Вдоль над рекой быстроводной... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    16. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    17. Майорова О. Е.: Майков А. Н. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    18. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Любуша и Премысл
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    20. Прокофьева Н. Н.: А. Н. Майков
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    21. * * * ("Вот Дамаскин Алексея Толстого - за автора больно!.. ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Пушкину
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Весна
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Весна ВЕСНА Посвящается Коле Трескину Уходи, зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд! <1880> Примечания Впервые - "Нива", 1880, No 19, 10 апреля, с. 373, с посвящ. Н. Трескину. Коля Трескин - вероятно, сын Н. А. Трескина (1838-1894), цензора Московского цензурного комитета, директора учительского института при Московском воспитательном доме. Н. А. Трескин в студенческие годы дружил с братом поэта Л. Н. Майковым, который в 1863 г. женился на сестре Н. А. Трескина, а впоследствии стал крестным отцом Коли Трескина. Сохранились стих. Н. Н. Трескина "Аполлону Николаевичу Майкову. 8 память 30 апреля 1888 года" и письмо его Л. Н. Майкову от 11 марта 1897 г. с соболезнованиями по поводу кончины поэта.
    2. * * * ("Люблю его - не баловнем Лицея... ")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Люблю его - не баловнем Лицея... ") * * * Люблю его - не баловнем Лицея, Питомцем чуждых муз - и на заре годов Уже поклонником Фернея Вслед офранцуженных отцов; Не юношей, чей расцветавший гений, И свежесть чувств, и первый сердца пыл Под звуки Байрона уж отуманен был Налетом им не прожитых сомнений... Люблю его, когда уже прозрел Он в этой мгле блистательной, но ложной - И ранней славы блеск счел мишурой ничтожной, И правды захотел. Прочь Чайльд Гарольдов плащ! долой всю ветошь эту! В искусстве мы должны пробить свою тропу! Прочь возгласы, которыми поэту Легко так волновать толпу, - Нет, независимость от всякого кумира И высшее из благ, в себе - лишь прямоты И правды внутренней ища в явленьях мира, Познал он тайну красоты. 1879 или 1880 Примечания Впервые - А. Н. Майков. Избранные произведения, БП, БС, с. 664. Записано на обороте черновика стих. "Пушкину" вслед за наброском письма, связанного с приглашением принять участие в пушкинских торжествах 1880 г. Герой стих. - А. С. Пушкин. Ферней - город во Франции, где жил Вольтер. Прочь Чайльд Гарольдов плащ! - Чайльд-Гарольд - герой поэмы английского поэта Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда", свободолюбец и протестант, разочарованный в современной действительности.  Майков отрицательно относился к влиянию Байрона на европейскую литературу, о чем, в частности, свидетельствует сохранившаяся в его архиве эпиграмма на английского поэта.
    3. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    Часть текста: "Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния,-- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский подошел к его стихам строго критически: разделив их на "два разряда", он заявлял, что "повод к надежде на будущее его развитие" (VI, 9) дает лишь "первый разряд" --антологические стихи молодого поэта, созданные в духе древнегреческой поэзии. Об одном из них, стихотворении "Сон", критик успел дать восторженный отзыв еще в 1840 году, когда оно впервые появилось в "Одесском альманахе" за подписью М., ничего не говорившей тогдашнему литературному миру. Теперь, в статье 1842 года, Белинский выписывал это стихотворение полностью вторично: Когда ложится тень прозрачными клубами На нивы желтые, покрытые скирдами, На синие леса, на влажный злак лугов; Когда над озером белеет столп паров И в редком тростнике, медлительно качаясь, Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-- Иду я под родной соломенный свой кров, Раскинутый в тени акаций и дубов; И там, с улыбкой на устах своих...
    4. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    Часть текста: классифицированы и профильтрованы самим поэтом в 1893 г., в шестом издании его сочинений {2}. Их набралось на три небольших, но компактных тома, что составляет в сумме около 1500 страниц малого формата, причем я не считаю рассказов по русской истории {3}, как стоящих особо. Издание, где поэт является собственным редактором и критиком, имеет свои преимущества, но и свои отрицательные стороны: для чтения и беглого обзора поэтической деятельности писателя отполированные страницы самоиздания - находка; но критику нечего делать с этими распланированными и очищенными волюмами последней даты: он охотно променял бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы озаботились заблаговременно собиранием материалов для объективного,...
    5. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: сборник его стихотворений вышел в 1842 году, а последнее прижизненное собрание сочинений в трех томах - в 1893 году. Книгу 1842 года поэт считал своим первым собранием сочинений. При жизни Майкова, помимо отдельных сборников (1854, 1864 и 1888), выходило шесть собраний (1842, 1858, 1872, 1884, 1888, 1893). которые автор называл "полными". Название это приходится считать условным. Сам Майков заметил в одном из писем: "... полное в смысле того, что автором выбрано и одобрено. Не вошло многое" (ГПБ). После смерти поэта было издано еще три полных собрания (1901, 1911, 1914) уже в четырех томах: в последний, четвертый, том входили произведения, которые не включались самим Майковым в издание 1893 года. Все собрания сочинений Майкова, начиная с 1842 года, открывались стихотворением "Посвящение", адресованным матери поэта Евгении Петровне Майковой (урожд. Гусятниковой, 1803-1880), поэтессе, переводчице, прозаику, В советское время избранные поэтические произведения Майкова изданы в Малой серии "Библиотеки поэта" (1937, 1952, 1957), в серии "Библиотека драматурга", в книге: Л. Мей. Драмы. А. Майков. Драматические поэмы (1961) и в Большой серии "Библиотеки поэта" (1977). В основу настоящего собрания положено издание Большой серии "Библиотеки поэта". Тексты произведений, не входивших в нее, для настоящего собрания сверены со всеми прижизненными изданиями и автографами, а в примечаниях указаны ...
    6. * * * (""Что может миру дать Восток?.. ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: * * * (""Что может миру дать Восток?.. ") 2 "Что может миру дать Восток? Голыш, - а о насущном хлебе С презреньем умствует пророк, Душой витающий на небе!.." - Так гордый римлянин судил И - пал пред рубищем мессии... Не то же ль искони твердил И гордый Заяад о Россия? Она же верует, что несть Спасенья в пурпуре и злате, А в тех немногих, в коих есть Еще остаток благодати... Июль 1887 Примечания Впервые - "Русский вестник", 1887, No 7, о 364 (том посвящен памяти М. Н. Каткова), под загл. "Ex oriente lux", с посвящ. М. Н. Каткову. Беловой автограф под загл. "Oriente lux", вне цикла, ст. I имеет вариант: "Что может Риму дать восток?.." Михаил Hukw форович Катков (1818-1887) - русский журналист и публицист, редактор газеты "Московские ведомости", владелец и редактор "Русского вестника" (с 1856 г.). В 1850-е годы придерживался умеренно либеральных взглядов, в 1860-х годах перешел на реакционные позиции, Майков сотрудничал в журнале Каткова и, хотя и с некоторыми оговорками, выражал согласие с его позицией (см. письмо Майкова к жене от 19 июня 1880 г. - "Литературное наследство", т. 86, М., 1973, с. 508). Ермоген (Гермоген, ок. 1530-1612) - патриарх, церковный и политический деятель, во время нашествия поляков был ими заточен в монастырь, а затем уморен голодом в тюрьме. "Что может миру дать Восток" и т. д. - Ср. программное стих. Вл. Соловьева "Ex oriente lux" (1890). Ср. также стих. Я. П. Полонского "Откуда?"! "Мне как поэту дела нет, // Откуда будет свет, лишь был бы это свет...", 1871. Ср. в трагедии "Два мира" (ст. 209-214) и четверостишие Майкова, записанное там же, где и черновой автограф данного стих.: С востока, о смертный, жди чуда, С востока спасение нам, И звезды восходят оттуда, И солнце рождается там.
    7. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    Часть текста: смерти" впервые появились только в 1857 г. в журнале "Библиотека для чтения" (No 10), но написаны они значительно раньше. Сам Майков датировал драму 1852 г.; однако уже осенью 1851 г. он читал ее своим знакомым. Майков работал над "Тремя смертями" много лет. "Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов - "2 судьбы", "Машенька" и пр., я занялся моими мрачными "Тремя смертями"",-- писал поэт М. П. Заблоцкому в 1855 г. 1 Следовательно, работу над драмой он относил к концу 1840-х--началу 1850-х годов. По-видимому, речь идет здесь о годах, когда он вплотную взялся за "Три смерти". В другом месте - через много лет - Майков отметил, что он обратился к драме после своего возвращения из первой заграничной поездки. Он писал Я. К. Гроту: "По возвращении домой стал я писать: явились "Очерки Рима", рассказы в прозе и пр. и уже стали мелькать впереди "Три смерти"" (ф. 168, No 16503, л. 2). Однако в архиве поэта (ф. 168, No 16474, л. 2 об. --5 об.) сохранился публикуемый ниже первоначальный набросок "Трех смертей", который датирован июнем 1842 г., т. е. временем еще до отъезда за границу. Так что замысел начал "мелькать впереди" намного раньше. Этот набросок не имеет заглавия, 2 но в нем отчетливо просвечивают будущие "Три смерти". Вводная ремарка передает сущность сюжета и конфликта, а главные действующие лица - те же: Сенека, Лукан и Люций. Это, конечно, еще совсем не пьеса; она совершенно статична. Намечены лишь...
    8. Могила Майкова А. Н.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Могила Майкова А. Н. Майков Аполлон Николаевич (1821-1897)   Поэт, переводчик. Происходил из старинного дворянского рода. Стихи писать начал в юном возрасте. Первая книга поэта - "Стихотворения Аполлона Майкова" увидела свет в 1842 году и была хорошо принята как публикой, так и критикой. Последующие два года вместе с отцом А. Майков путешествовал по Европе. По возвращении в Россию работал в библиотеке Румянцевского музея. С 1882 г. председатель Комитета иностранной цензуры. В конце 50-х гг. поэт совершил путешествие по Средиземному морю. Впечатления от поездки нашли воплощение в циклах стихотворений "Неаполитанский альбом" и "Новогреческие песни". В 1860-е г. А. Н. Майков создал ряд произведений на исторические темы ("В Городце в 1263 году", "У гроба Грозного", "Кто он?" и др.). Занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран. Несколько лет переводил в поэтической форме "Слово о полку Игореве". Последнее крупное произведение Майкова - философско-лирическая драма "Два мира" (1880). Многие стихи А. Н. Майкова были положены на музыку П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым и другими композиторами. Скончался А. Н. Майков 8 марта 1897 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Источник: http: //www.m-necropol.ru/maikov-apollon.html
    9. Княжна ***
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    Часть текста: И во главе его - архиерей... Мы крестимся всегда при виде гроба, Прощаемся, молясь за упокой, Будь то бедняк, будь важная особа... Обычай, полный смысла, глубиной И злейшего пленявший русофоба... И тут прощалась с чьею-то душой И дальше шла толпа... Но в высшем свете Событьем были похороны эти... Княжна... Но нет! письму я не предам, Нет, не предам я новому злословью Фамилии, известной с детства нам! В войну и мир, и разумом и кровью Служил сей род отчизне и царям И встарь почтен народной был любовью... Он в наши дни, с достоинством, одной Представлен был покойною княжной. И видом - ах! теперь как исполины Пред нами те герои старины!.. Видали ль вы времен Екатерины Ее штатс-дам портреты?.. Все, полны Величия полунощной Афины И гением ее осенены, Они глядят как бы с пренебреженьем Вослед идущим мимо поколеньям... Могучий дух, не знающий оков, Для подвигов не знающий границы, Без похвальбы свершавший их, без слов, - Всё говорит, что это те орлицы, К кому из царства молний и громов, Свершители словес своей царицы, Ее орлы с поднебесья порой Спускалися на миг вкусить покой... Из этой же породы самобытной Была княжна, хоть сгладился уж в ней Весь этот пыл, весь пламень ненасытный Под веяньем иных, счастливых дней. Там - гордый страж пустыни сфинкс гранитный В...
    10. Суд предков
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Посвящается К. К. Случевскому "Pauvre feuille dessechee, De ta tige detachee, Ou vas-tu?" - "Je n'en sais rien... Je vais oil le vent me mene..." Arnault {*} "Попы увели народ в унию, попы и назад приведут... Так и наука..." (Из одного разговора) 1 К кончине близок князь Андрей. Он причастился. Слабый свет Лишь тонких нескольких лучен Прорвался в темный кабинет. Пред умирающим сидит На креслах сын. Примчался с вод, Отцом был выписан. Глядит И думает: "Ну, что же?.. Вот Два века тут лицом к лицу! Какая ж между ними связь? Давно душой я чужд отцу, Давно всем чужд мне старый князь! Во Франции - легитимист, Здесь - недовольный камергер, Спирит, ханжа и пиетист И bel'esprit a la {1} Вольтер; Как совмещалось это в нем - Бог весть!.. Но он себя считал Какой-то истины столпом. Какой - и сам не понимал!" В то ж время думал старый князь: "Да. мы уходим!.. Да, огни Все друг за другом гаснут!.. Грязь Встает, идет... tout est fini... {2} И тот изящный внешний блеск, И грация, и ум, и вкус, El cet esprit chevaleresque!.. {3} Вот с сыном даже расхожусь! Он - фантазер! Стоял горой За "эти меры" - дождался, Да между небом и землей Повис!.. И всё не унялся - Опоры ищет - да их нет!.." Но вдруг старик...