• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1975"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Поля
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    3. Н. А. Некрасову по прочтеньи его стихотворения "Муза"
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    4. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    5. Три смерти
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    6. Сны
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    7. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    8. Памяти Державина. При получении известия о победах при Синопе и Ахалцихе
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    9. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    11. Пастух
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Весенний бред (М. П. З..... у)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    13. Романс
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. * * * ("У Музы тяжкая рука... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. На могиле
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. * * * ("Видал ли ты на небесах комету?.. ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    17. Барышне
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Машенька
    Входимость: 1. Размер: 61кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Поля
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: стаи птиц... Я еду день, я еду два - И всё поля кругом, поля! Мелькнет жилье, мелькнет едва, А там поля, опять поля- Порой ручей, порой овраг, А там поля, опять поля! И в золотых опять волнах С холма на холм взлетаю я... Но где же люди? Ни души Среди безмолвных деревень... Не верится такой глуши! Хотя бы встреча в целый день! Лишь утром серый четверик Передо мною пролетел... В пыли лишь красный воротник Да черный ус я разглядел... Вот наконец бредет старик... Остановился, шляпу снял, Бормочет что-то... "Стой, ямщик! Эй, дядя! С чем господь послал?" "Осмелюсь, барин, попросить - Не подвезете ль старика?" - "Садись! Зачем не услужить! Услуга ж так невелика! Садись!" - "Я здесь, на облучок..." - "Да место есть: садись рядком!" Но тут уж взять Никто б не мог: Старик уперся на своем; Твердил, что в людях он пожил И к обращению привык, И знает свет; иначе б был "Необразованный мужик"! У старика был хмурый вид, Цветисто-вычурная речь; Одет был бедно, но обрит, И бакенбард висел до плеч. "Я был дворовый человек, - Он говорил, - у князя Б.! Да вот, пришлось кончать свой век На воле! Сам уж по себе!" "И слава богу!" - "Как кому! И как кто разумеет свет! А по понятью моему, От всей их воли - толку нет! Еще я нонешних князей, Выходит" дедушке служил... Князь различать умел людей: Я в доме, может, первый был! Да вот, настали времена! Теперь иди, хоть волком вой! Стара собака, не годна, Ест даром хлеб, - так с глаз долой! Еще скажу: добры князья! "С тебя оброку не хотим; А хочешь землю, мол", - так я; "Покорно вас благодарим!" Жаль их самих!" И тут старик Повел рассказ, как врозь идет Весь княжий двор: шалит мужик, Заброшен сахарный завод, Следа уж нет оранжерей, Охота, птичник и пруды, И все забавы для гостей, И карусели, и сады - Всё в запущеньи, всё гниет... Усадьба - прежде городок Была! Везде присмотр, народ! И пей и ешь! Всё было...
    2. Ямпольский И. Г.: Из архива А. Н. Майкова ("Три смерти", "Машенька", "Очерки Рима")
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: Следующие этапы - лирическая драма "Три смерти", вторая ее часть "Смерть Люция" и наконец две существенно отличающиеся одна от другой редакции трагедии "Два мира". История этого замысла заслуживает специального исследования. Обильный материал для него (рукописи и переписка) сохранился в архиве Майкова. По цензурным причинам "Три смерти" впервые появились только в 1857 г. в журнале "Библиотека для чтения" (No 10), но написаны они значительно раньше. Сам Майков датировал драму 1852 г.; однако уже осенью 1851 г. он читал ее своим знакомым. Майков работал над "Тремя смертями" много лет. "Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов - "2 судьбы", "Машенька" и пр., я занялся моими мрачными "Тремя смертями"",-- писал поэт М. П. Заблоцкому в 1855 г. 1 Следовательно, работу над драмой он относил к концу 1840-х--началу 1850-х годов. По-видимому, речь идет здесь о годах, когда он вплотную взялся за "Три смерти". В другом месте - через много лет - Майков отметил, что он обратился к драме после своего возвращения из первой заграничной поездки. Он писал Я. К. Гроту: "По возвращении домой стал я писать: явились "Очерки Рима", рассказы в прозе и пр. и уже стали мелькать впереди "Три смерти"" (ф. 168, No 16503, л. 2). Однако в архиве поэта (ф. 168, No 16474, л. 2 об. --5 об.) сохранился публикуемый ниже...
    3. Н. А. Некрасову по прочтеньи его стихотворения "Муза"
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: звезды! И жаль мне, жаль мне человека В поэте злобы и вражды! Нет, если дух твой благородный Устал, измучен, огорчен, И точит сердце червь холодный, И сердце знает только стон, - Поэт! ты слушался не Музы, Ты детски слушался людей. Ты наложил на душу узы Их нужд строптивых и страстей; И слепо в смертный бой бросался, Куда они тебя вели; Венок твой кровью окроплялся И в бранной весь еще пыли! Вооруженным паладином Ты проносился по долинам, Где жатвы зреют и шумят, Где трав несется аромат, Но ты их не хотел и видеть, Провозглашая бранный зов, И, полюбивши ненавидеть, Везде искал одних врагов. Но вижу: бранью не насытясь И алча сердцем новых сил, Взлетев на холм, усталый витязь, Ты вдруг коня остановил. Постой - хоть миг! - и на свободе Познай призыв своей души: Склони усталый взор к природе. Смотри, как чудно здесь в глуши: Идет обрывом лес зеленый, Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И как ковром устлал дорогу, - Идешь - как будто по водам, - Нога шумит... И ухо внемлет Смятенный говор в чаще, там, Где пышный...
    4. Примечания к сборникам
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: вышел в 1842 году, а последнее прижизненное собрание сочинений в трех томах - в 1893 году. Книгу 1842 года поэт считал своим первым собранием сочинений. При жизни Майкова, помимо отдельных сборников (1854, 1864 и 1888), выходило шесть собраний (1842, 1858, 1872, 1884, 1888, 1893). которые автор называл "полными". Название это приходится считать условным. Сам Майков заметил в одном из писем: "... полное в смысле того, что автором выбрано и одобрено. Не вошло многое" (ГПБ). После смерти поэта было издано еще три полных собрания (1901, 1911, 1914) уже в четырех томах: в последний, четвертый, том входили произведения, которые не включались самим Майковым в издание 1893 года. Все собрания сочинений Майкова, начиная с 1842 года, открывались стихотворением "Посвящение", адресованным матери поэта Евгении Петровне Майковой (урожд. Гусятниковой, 1803-1880), поэтессе, переводчице, прозаику, В советское время избранные поэтические произведения Майкова изданы в Малой серии "Библиотеки поэта" (1937, 1952, 1957), в серии "Библиотека драматурга", в книге: Л. Мей. Драмы. А. Майков. Драматические поэмы (1961) и в Большой серии "Библиотеки поэта" (1977). В основу настоящего собрания положено...
    5. Три смерти
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: как в лихорадке! В Сенеке строгий стоицизм Давно разрушил организм! И если вы в таком упадке - Не мудрено, что в этот час Мой здравый разум бесит вас! Лукан В час смерти шутки неприличны! Люций Но лучше умереть шутя, Чем плакать, рваться, как дитя, Без пользы! Лукан Мнения различны! Кто жизнь обжорству посвятил, Тот потеряет с ней немного! Люций Э, милый! не суди так строго! Я, признаюсь, еще б пожил И неохотно умираю... Но, чтобы с честью этот шаг Свершить, - в твоих, мой друг, стихах Себе отваги почерпаю. "Посланье к смерти" помнишь ты? В нем есть высокие черты! С скелета смерти снял ты смело Земной фантазии цветы... Ты помнишь: (декламирует) "Друзья! нам смерть страшна лишь чем? Все кажется, что не совсем, Не разом мы умрем, Что будем видеть мы свой труп, Улыбку неподвижных губ, Глаза с тупым зрачком; А мухи стаей по лицу, Без уваженья к мертвецу, И по лбу поползут; И с содроганьем от тебя Родные, близкие, друзья В испуге отойдут..." Лукан Ужасный образ! Как я мог!.. Люций Позволь! В конце - благой урок. (Читает далее.) "Что даже из земли сырой За резвой жизнию земной Следить твой будет слух; И между тем как над тобой Весна покров расстелет свой И запестреет луг - Червь на тебя уж нападет И жадно есть тебе начнет И щеки, и бока..." Лукан (перебивая его) Да перестань! Люций (продолжает) "И будешь вечно рваться ты На свет из душной темноты - Да крышка-то крепка! Но, смертный, знай: твой тщетен страх. Ведь ...
    6. Сны
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: озаряет... На всё, что предо мной она разоблачает. Уже взираю я с спокойною душой. Уж всё так далеко, всё кажется мечтой! Фигуры движутся, как в дымке фимиама, Уже на всё легла эпическая рама, И свет таинственный, и муза в тишине Всё взором обняла и песни шепчет мне... О сын мой, милый сын, как резвый и живой Малютка розовый, играешь ты со мной! Тебе по вечерам я сказываю сказки, И вдруг ты тяжело дышать начнешь, и глазки Блеснут слезинкою... Задремлешь ли порой, Задумываться я люблю перед тобой И губок подвижных в изменчивом движенье Угадывать твои невинные виденья... И вот ты вырастешь... Быть может, для тебя Судьба не даст сказать мне сказку про себя, Вот Сны тебе мои... В них всё, что хладный опыт Открыл мне, проведя чрез слезы, скорбь и ропот. Свидетель будешь ты уже поры иной: Быть может, наши Сны сочтешь уже мечтой И сказкой наш удел и наших дней страданья... Молю - да будет так!.. ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Есть домик - он теперь глядит уж старцем сирым, Но некогда он мне казался целым миром! Уютно он стоит между берез и лип; У дома спуск крутой; а там -...
    7. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: работавших с этими материалами, 1 но опубликовано не было, и в литературе о Гончарове этот документ, насколько нам известно, не упоминался. Между тем, в нем содержится несколько любопытных сведений об истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821--1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812--1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне Майкове", - писал в своих мемуарах И. И. Панаев; 3 сам же поэт говорил впоследствии, что Гончаров "внушил ему большую любовь к литературе". 4 К 1835 г. относятся и первые поэтические опыты Майкова; 5 в том же году в доме Майковых начал выпускаться рукописный журнал "Подснежник", на страницах которого помещали свои произведения не только сами Майковы, но и профессиональные литераторы, близкие к их кругу. Именно в "Подснежнике" появились и первые...
    8. Памяти Державина. При получении известия о победах при Синопе и Ахалцихе
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: Византии Великодушная мечта! К тебе, Державин, как в молитве, К тебе зову! Услышь мой глас, Как слушал бард о чудной битве Простого пахаря рассказ. С тех пор как жреческий твой голос Умолкнул, много Русь боролась Со злым врагом и клеветой. В нас сил твоих недоставало К ним стать лицом, поднять забрало И грянуть речью громовой. Пора забыть наветы злые, Пора и нам глаза открыть И перестать нам о России С чужого голоса судить. Пора! Завеса разорвалась! В нас сердце русское сказалось! Мы прозреваем наконец В самосознании народном - Нам не в Париже сумасбродном, Не в дряхлой Вене образец. В Европе слишком много кровью Сама земля напоена; Враждой упорной, не любовью Взрастила чад своих она; Там человека гордый гений Зрел средь насильств и потрясений; Дух партий злобу там таит; Все живы старые обиды; Над каждым мрачной Немезиды Там меч кровавый тяготит. А мы за нашими царями, Душою веруя Петру, Как за искусными вождями, Пошли к величью и добру. Они одни лишь угадали, Какая мощь и разум спали В богатыре земли родной, Лишь бы монгольских зол заразу С него стряхнуть и, как алмазу, Дать грань душе его младой. Чем быть во изумленье миру - Ему впервой разоблачил Тот, кто сложил с себя порфиру И как матрос и плотник жил; За Русь пошел страдать, учиться. Кто восхотел переродиться, Чтоб свой народ переродить! Познай, наш враг хитроугрозный! С ее царем дороги розной России ввек не может быть. И пусть она еще ребенок, Но как глядит уже умно! Еще чуть вышла из пеленок, Но сколько ею создано!.. Державин! Бард наш сладкострунный! Ты возвещал России юной Всё, чем...
    9. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: вазах светились... Чудный гость подходил всё к постели моей; Говорил он мне с кроткой улыбкой: "Отчего предо мною в подушки скорей Ты нырнула испуганной рыбкой! Оглянися - я бог, бог видений и грез, Тайный друг я застенчивой девы... И блаженство небес я впервые принес Для тебя, для моей королевы..." Говорил - и лицо он мое отрывал От подушки тихонько руками, И щеки моей край горячо целовал, И искал моих уст он устами... Под дыханьем его обессилела я... На груди разомкнулися руки... И звучало в ушах: "Ты моя! Ты моя!" - Точно арфы далекие звуки... Протекали часы... Я открыла глаза... Мой покой уж был облит зарею... Я одна... вся дрожу... распустилась коса... Я не знаю, что было со мною... 1857 Примечания Впервые - "Русский вестник", т. 12, 1857, с. 202, без посвящ., без даты. Автограф стих, в письме Майкова к Я. П. Полонскому от 14 октября 1857 г. Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) - русский поэт, прозаик, критик и переводчик (перевел, в частности, комедию Шекспира "Сон в летнюю ночь"). Майков высоко ценил Григорьева-критика, считая его продолжателем лучших сторон критической деятельности В. Г. Белинского (см. его письмо к жене от октября 1864 г. - "Русская литература", 1962, No 1, с. 206). Знакомство их относится к первой половине 1850-х годов. Еще в 1846 г.  Григорьев писал о стихах Майкова и поэме "Машенька" (см. примеч., т. 2) в статье "Материалы для истории театра..." ("Репертуар и Пантеон", 1846, No 12, с. 407). В 1852 г. он сделал попытку...
    10. Две судьбы
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    Часть текста: пиастров: мне подмога..." На золоте мадонна со Христом, Сиенских старых мастеров работа, Ряд древних копий с Липпи иль с Джиотта, Оставленных ему еще отцом. 3 На полке книги - да, о человеке Вы можете наверно заключать По избранной его библиотеке, В его душе, в понятиях читать, - Лежали там комедии Гольдони, История мадонны и святых, Либретто оперы, стихи Тассони Да календарь процессий храмовых... 4 Как старый друг, он встретил их улыбкой; Потом на даль он перевел свой взор... А что за виды с Фраскатанских гор! Там дерева лозой обвиты гибкой, Там в миртовых аллеях пышных вилл Статуи, бюсты, мраморные группы; Там римских пин зонтообразны купы И кипарис, печальный друг могил... 5 Как рад он был, что снова видит дивный В тумане очерк купола Петра И в Рим дорогу лентою извивной Между руин... А уж была пора, Как солнце гасло, ночь шла от востока, И слышно на долине лишь дроздов Да караван навьюченных мулов, Гремушками звенящий издалёка. 6 Не долго наш больной покоил взор На дали и долиной любовался; Заботливо порой он обращался В соседний виноградник чрез забор. Он видит: там, меж листьями мелькая В корсете алом, белою рукой Пригнув лозу, смуглянка молодая Срывает с ветки гроздий золотой. 7 Пурпурный луч мерцающей денницы Ее античный профиль озлащал, И смоль косы, и черные ресницы, И покрывало пышно обагрял. "Нинета!" - ей кричит он чрез ограду, И тотчас, легче серны молодой, С корзинкою златого винограду Влетела девушка в его покой. 8 "Проснулся ты? Тебе, Карлино милый, Сегодня лучше?.. Знать, недаром я Поутру в монастырь святой ходила К обедне и молилась за тебя. Я отнесла мадонне ожерелье". И...