• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1861"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 9. Размер: 90кб.
    2. Майков А. Н. - Ковалевскому Е. П., 6 декабря 1861 г.
    Входимость: 7. Размер: 7кб.
    3. Другу Илье Ильичу
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    4. Картинка (После манифеста 19 февраля 1861 г.)
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    5. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    6. Поля
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    7. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    8. Поэт и цветочница (Гётевская элегия)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    10. Коляска
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    11. Майков А. Н. - Валиханову Ч., 10 февраля 1863 г.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    12. Салтыков-Щедрин М. Е.: "Новые стихотворения" А. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    13. Деспо
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    15. Майков А. Н. - Полонскому Я. П., 26 сентября 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Мать
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    17. Майков А. Н. (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь, 2000)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    18. * * * ("Я б тебя поцеловала... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    19. Чужбина
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. Два карлина
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Майков А. Н. (Большая энциклопедия русского народа)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    22. Двустишия
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. Три правды (Сказка)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Гадательные книжки и снотолкователи (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    25. Стихотворения по алфавиту
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    26. Цавелиха
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. Исповедь королевы (Легенда об испанской инквизиции)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    28. * * * ("В темном аде, под землею... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. Альпийские ледники
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. Мать и дети
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. Олимп и Киссав
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    32. Завещание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    33. Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    34. Ад
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. * * * ("Светлый праздник будет скоро... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    36. Майков А. Н. - Кони Ф. А., 17 марта 1860 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    37. Бабушка и внучек
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    38. Колыбельная песня
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. Старый муж
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. Три смерти
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    41. Примечания к сборникам
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    42. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    43. * * * ("Академия кутит... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    44. Певец
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    45. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    46. Странник
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    47. * * * ("На белой отмели Каспийского поморья... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. Борьба со смертью
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    49. Валуев
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    50. Плач паргиотов
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Прийма Ф. Я.: Поэзия А. Н. Майкова
    Входимость: 9. Размер: 90кб.
    Часть текста: возместить ущерб, нанесенный отечественной поэзии безвременной гибелью Пушкина и Лермонтова. И в унисон этим надеждам в статье о первой книжке стихотворений А. Н. Майкова (1842) В. Г. Белинский писал: "Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния,-- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос,-- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов..." {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VI, М., 1955, с. 7. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте (том, страница).} Признав Майкова "сильным дарованием" (VI, 7), Белинский...
    2. Майков А. Н. - Ковалевскому Е. П., 6 декабря 1861 г.
    Входимость: 7. Размер: 7кб.
    Часть текста: Майкова). } Такой человек недоволен "волей" потому, что она лишила его прежнего значения, что он уже по-старому не может удовлетворять своим страстям и порокам, и, разумеется, плачет по старине и ругает новое. Кто же не поймет, что брань на новый порядок в устах старого подлого холопа есть величайшая похвала благодетельной реформе, ныне у нас совершившейся. {Это то же, что плач взяточника по взяткам, плач подьячего по прежнему хаосу в законах и т. п. (Прим. А. Н. Майкова) . } Это ясно для каждого, кто имеет хоть какое-нибудь понятие о художественном образе. Надо брать смысл всей пьесы, а не отдельные выражения: ведь мой старик смешон тем, что в своих ламентациях плачет и о каруселях для гостей! Неужели не ясно! Далее: этот холоп пристает к ямщику, чтоб тот сказал, чего они хотят? Ямщик не находится, что отвечать: да разве инстинктивный еще человек может сказать что-нибудь определенное? А в его движении, что он поскакал, видно только, что он, по инстинкту, хочет и в жизни уйти от того порядка, который уни ч тожен уже правительством, уйти "как от волков", "как из-под тучи грозовой" и пр. Ведь этими чертами характеризуется старый крепостной порядок! А куда уйти? он и...
    3. Другу Илье Ильичу
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: А Петр Петрович! Тит Фомич! И я-то, грешный, - Мы таем, учимся, и - верь - не безуспешно! Какие новые пружины и винты В гражданский механизм искусно вводишь ты! Какой из рук твоих, в жизнь дикого народа, Ручной голубкою влетела бы свобода! Я слушаю, лежу спокойно на софе И вижу, что и я, в особенной графе, В теории твоей стою, и так же точно Все - пирамидою, осмысленно и прочно Сложились шестьдесят мильонов русских душ! И как мы все цветем! О, богом данный муж! У всех одна лишь мысль, все трудимся мы вместе, Чтоб всё, что ты завел, стояло век на месте. Не только старики, - ты счастьем всех смирил, Всех! Даже молодежь ты так переродил, Что исчезает в ней уж в школе пыл и ярость, И прыгает она из детства прямо в старость... Мне даже кажется, что стали наезжать Уж немцы к нам твое созданье изучать, Дивясь, какой судьбой на "свинской" почве русской Вдруг стало пахнуть всё идиллией французской! Конечно, иногда меня смущает тут Одно сомнение: народец русский - плут! Не спорит никогда, но всюду - как по стачке, Как в яму спустит вдруг, глядишь, поодиначке, Созданья лучшие ученейших голов. И как ты ни пиши, что с ним ни трать ты слов, - Он от тебя бежит под сень родного мрака, Как от немецкого намордника собака! Но ты - ты сладишь с ним... вот только б проложить Тебе тропинку-то!.. Вот только б обратить Вниманье... знаешь... там!.. Лишь там бы захотели Понять твои мечты, способности и цели! Тогда б ты сладил, да! Ведь ты не то, что был, Ну, хоть твой папенька!.. Ах, вижу, рассмешил Тебя сравненьем я! Хохочешь?.. Слава богу! Мне лестно! очень! да!.. Вспадет же на язык! Вот в...
    4. Картинка (После манифеста 19 февраля 1861 г.)
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    Часть текста: Картинка (После манифеста 19 февраля 1861 г.) КАРТИНКА (ПОСЛЕ МАНИФЕСТА 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г.) Посмотри; в избе, мерцая, Светит огонек; Возле девочки-малютки Собрался кружок; И, с трудом от слова к слову Пальчиком водя. По печатному читает Мужичкам дитя. Мужички в глубокой думе Слушают, молчат; Разве крикнет кто, чтоб бабы Уняли ребят. Бабы суют детям соску, Чтобы рот заткнуть, Чтоб самим хоть краем уха Слышать что-нибудь. Даже, с печи не слезавший Много-много лет, Свесил голову и смотрит, Хоть не слышит, дед. Что ж так слушают малютку, - Аль уж так умна?.. Нет! одна в семье умеет Грамоте она. И пришлося ей, младенцу, Старикам прочесть Про желанную свободу Дорогую весть. Самой вести смысл покамест Темен им и ей. Но все чуют над собою Зорю новых дней... Вспыхнет, братья, эта зорька! Тьма идет к концу! Ваши детки уж увидят Свет лицом к лицу! Тьма пускай еще ярится! День взойдет могуч! Вещим оком я уж вижу Первый светлый луч. Он горит уж на головке, Он горит в очах Этой умницы малютки С книжкою в руках! Воля, братья, - это только Первая ступень В царство мысли, где сияет Вековечный день. 28 февраля 1861 Примечания Впервые - "Русский вестник", 1861, No 9, с. 299. Стих. Майкова, отражающее либерально-дворянскую реакцию на отмену крепостного права, неоднократно перепечатывалось в сборниках и хрестоматиях, выходивших в дореволюционной России. Вместе с тем оно было встречено единодушно отрицательной оценкой демократической прессы (см. пародию П. Шумахера "Кто она? (В pendant к "Картинке" Майкова)" - Поэты "Искры", т. 2, Л., 1955, с. 883, БП, БС; рецензию М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1864 (М. Е. Салтыков-Щедрин, т. 5, с. 434-435).
    5. Анненский И. Ф.: А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    Часть текста: деятельности писателя отполированные страницы самоиздания - находка; но критику нечего делать с этими распланированными и очищенными волюмами последней даты: он охотно променял бы их на старые тетрадки да связку-другую пожелтевших писем. Если это применимо к поэту вообще, то к Майкову особенно, так как он был сдержанный и скупой лирик, а поэзия его носила тот экстенсивный и отвлеченный характер, который отобщал ее и от обстановки, и от индивидуальности поэта. Притом Майков почти не дал нам даже примечаний к своим стихам {4}, у него нет ни общего предисловия, ни введения (кроме частного к "Двум мирам", да к переводам), ни отрывков из писем при посылке или посвящении стихов, и, перечитывая его томы, где, кроме нескольких объяснений к переводам, весьма объективных и сжатых, редактор отметил только даты произведений, невольно вздохнешь о том, что у нас еще не в моде давать комментарии к своим произведениям, как у итальянцев (например, Леопарди, Кардуччи) {5}. Да позволено мне будет начать мою сегодняшнюю памятку {Первая глава была читана в заседании Неофилологического общества {6}.} по нашем классическом поэте выражением искреннего желания, чтобы деятели русской литературы озаботились заблаговременно собиранием материалов для объективного, критического издания творений А. Н. Майкова: нравственно-поэтические облики таких людей, как он, не должны теряться для истории нашего просвещения и истории всемирной поэзии, а без критического издания его творчество и поэтическая индивидуальность останутся закрытыми для всестороннего исследования и истолкования. Нужны варианты, черновики, письма. Шестой и седьмой томы тихонравовского издания Гоголя были, вероятно, приняты большой публикой с некоторым недоумением {7}; между тем для историка и критика это истинный клад, а груз, подъятый покойным Тихонравовым и господином Шенроком, является в их глазах именно той драгоценной глыбой мрамора,...
    6. Поля
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: верится такой глуши! Хотя бы встреча в целый день! Лишь утром серый четверик Передо мною пролетел... В пыли лишь красный воротник Да черный ус я разглядел... Вот наконец бредет старик... Остановился, шляпу снял, Бормочет что-то... "Стой, ямщик! Эй, дядя! С чем господь послал?" "Осмелюсь, барин, попросить - Не подвезете ль старика?" - "Садись! Зачем не услужить! Услуга ж так невелика! Садись!" - "Я здесь, на облучок..." - "Да место есть: садись рядком!" Но тут уж взять Никто б не мог: Старик уперся на своем; Твердил, что в людях он пожил И к обращению привык, И знает свет; иначе б был "Необразованный мужик"! У старика был хмурый вид, Цветисто-вычурная речь; Одет был бедно, но обрит, И бакенбард висел до плеч. "Я был дворовый человек, - Он говорил, - у князя Б.! Да вот, пришлось кончать свой век На воле! Сам уж по себе!" "И слава богу!" - "Как кому! И как кто разумеет свет! А по понятью моему, От всей их воли - толку нет! Еще я нонешних князей, Выходит" дедушке служил... Князь различать умел людей: Я в доме, может, первый был! Да вот, настали времена! Теперь иди, хоть волком вой! Стара собака, не годна, Ест даром хлеб, - так с глаз долой! Еще скажу: добры князья! "С тебя оброку не хотим; А хочешь землю, мол", - так я; "Покорно вас благодарим!" Жаль их самих!" И тут старик Повел рассказ, как врозь идет Весь княжий двор: шалит мужик, Заброшен сахарный завод, Следа уж нет оранжерей, Охота, птичник и пруды, И все забавы для гостей, И карусели, и сады - Всё в запущеньи, всё гниет... Усадьба - прежде городок Была! Везде присмотр, народ! И пей и ешь! Всё было впрок!...
    7. Майков А. Н. - Можайскому И. П., 21 мая 1862 г.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: старую мерзость, и что всего досаднее, это утопические взгляды во всех кружках до того упрямые, что нет возможности говорить с ними человеку, чуть-чуть знакомому с историей и народом. Ей-богу, одиночества больше здесь, чем у вас. Утопии, кажется, договорились до конца. Далее уж той нелепости, до какой прогрессисты дошли в своих прокламациях, кажется, уж нельзя идти. В одной из самых свежих между прочим, например, говорится, что Конвент французский был слишком кроток, что террор был мал, ибо зарезал только 300 000 чел<овек>, а что они намерены учетверить эту цифру: не знаю, кого соблазнят они такой программой; но, кажется, это производит обратное действие, заставляя оттолкнуться от них тех, которые еще полуверили этим неизвестным регенераторам отечества. 4 Это, с одной стороны, дети с коммунистами в голове, а с другой - безмозглые старики, которые раздражают частных смирных людей, весьма грубо проводя шпионство в дома посредством прислуги, что, разумеется, тотчас делается известно. Вот две мерзости петерб<ургской> жизни, отравляющие существование на каждом шагу. Сейчас иду хоронить Мея. Жаль мне его! все-таки поэтом меньше! и хотя Мей давно разрушал себя вином и был развалина, но чудной был души человек, благороден и светел умом! А уж кто так горячо и верно понимает теперь поэзию, как он, - я и не вижу вокруг себя. В этом отношении для меня незаменима его потеря: без его суда я не выпускал...
    8. Поэт и цветочница (Гётевская элегия)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: не мешай!.. Скоро смеркаться начнет. Он Что за хаос вкруг тебя! И над ним, как Любовь, ты склонилась Мыслью готова в него жизнь и гармонию влить! Она Розы не трогай: чудесные розы! Из них загляденье Выйдет венок - и тебе этот венок я подам! Он Как мне забавно всегда! На пиру ты венок мне подносишь! Я равнодушным кажусь - сам же весь занят тобой! Она Ты не глядишь на меня, но я чувствую взгляд твой горячий... Точно сребристую сеть я за собой волочу! Он Это влечет тебя сердце мое в уголок наш укромный, Где ты - как Флора в цветах, и у колен твоих я. Она Да, а сойдемся мы здесь - от меня ты уж мыслью далеко! Вот и теперь не глядишь... Что же ты вдруг замолчал? Он Вот что я вспомнил: был Павзий, художник; любил он Гликеру; Плесть мастерица была эта Гликера венки. Она Это - как будто бы мы! Только ты не художник, а лучше - Фебом любимый поэт! гордость и слава Афин! Он Эту Гликеру прелестнейшей девушкой, милым ребенком Он всю в цветах написал - и обессмертил себя! Она Что же? и ты обессмерть себя славной поэмой!.. Я часто Думаю: что бы тебе нашу любовь описать?. Он Павзий - счастливей! черты своей милой Гликеры он кистью Мог передать, а в стихах - как опишу я тебя? Она Вот ты как сделай: пусть в Индии...
    9. Майков А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: А. Н. - Майковым В. А. и А. А., 17 (29) или 18 (30) сентября 1891 г. (воспоминания о И. А. Гончарове) Вступительная статья Письмо А. Н. Майкова к сыновьям с воспоминаниями о И. А. Гончарове Публикуемое ниже письмо хранится в архиве А. Н. Майкова среди его писем к неустановленным лицам (РО ИРЛИ, No 17380, л. 79--80 об.). Хотя оно уже обращало на себя внимание исследователей, работавших с этими материалами, 1 но опубликовано не было, и в литературе о Гончарове этот документ, насколько нам известно, не упоминался. Между тем, в нем содержится несколько любопытных сведений об истории взаимоотношений Аполлона Николаевича Майкова (1821--1897) и Ивана Александровича Гончарова (1812--1891). Обоих писателей связывала многолетняя дружба, которая, по словам самого Гончарова, "никогда ничем не омрачалась, не охлаждалась, и была всегда тепла, чиста и светла..." 2 Познакомились они в 1835 г., когда недавно приехавший в Петербург Гончаров через своего сослуживца по Департаменту внешней торговли Министерства внутренних дел, литератора Владимира Андреевича Солоницына был приглашен готовить к поступлению в университет двух старших сыновей художника Н. А. Майкова - Валериана и Аполлона. Молодой филолог, недавний выпускник Московского университета, Гончаров, очевидно, произвел большое впечатление на талантливых юношей и оказал на них заметное влияние. "И. А. Гончаров, без сомнения, много способствовал развитию эстетического вкуса в Аполлоне...
    10. Коляска
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: беспечною толпою едет он, В походный плащ одет, в солдатской медной каске, Спокойно-грустен, строг и в думу погружен, - В нем виден каждый миг державный повелитель, И вождь, и судия, России промыслитель И первый труженик народа своего. С благоговением гляжу я на него, И грустно думать мне, что мрачное величье В его есть жребии: ни чувств, ни дум его Не пощадил наш век, клевет и злоязычья! И рвется вся душа во мне ему сказать Пред сонмищем его хулителей смущенным: "Великий человек! Прости слепорожденным! Тебя потомство лишь сумеет разгадать, Когда история пред миром изумленным Плод слезных дум твоих о Руси обнажит И, сдернув с истины завесу лжи печальной, В ряду земных царей твой образ колоссальный На поклонение народам водрузит". 5 марта 1854 Примечания Впервые - "Московские ведомости", 1898, 18 февраля. При жизни Майкова не печаталось. Загл. Майкову не принадлежит, но, по-видимому, было им признано, т. к. позднее стих, фигурирует в его записях как известное под именем "Коляска". Стих, было написано в дни, когда в период Крымской войны, в марте 1854 г., корабли английского флота вошли в Финский залив и угрожали Кронштадту. Панегирик Николаю I, прозвучавший в этом и ряде других стих. Майкова 1854-1855 гг., резко подорвал репутацию автора в кругах русской интеллигенции. Всеобщее возмущение и недоумение, вызванное позицией Майкова, точно выразил в своей эпиграмме Н. Ф. Щербина, обратившись к автору "Коляски" с вопросом: "Скажи, подлец ли ты иль "скорбен головой"?" (Н. Ф. Щербина. Избранные произведения, Л., 1970, с. 267, БП. БС. Там же другие эпиграммы на Майкова.) В некоторых...