Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 241).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: для бедного поэта! Позволь мне хоть сказать, как я люблю тебя, Как мил ты мне, когда, гаванский дым клубя, Прихлебывая, пьешь ликер ты благовонный Иль сельтерской водой клико остепененный; И в этот сладкий час, между еды и карт, В бюрократический приходишь вдруг азарт, И перестроивать, с верхов до основанья, Всё заново начнешь общественное зданье! О, как мы слушаем! Как наш ученый Шмит - Сей нигилистов бич - от счастия пыхтит! А юный правовед - сей баловень фортуны, - Как будто ловит он речей твоих перуны И прячет их в карман, чтоб ими, может быть, В бумагах деловых эффектно погромить! А Петр Петрович! Тит Фомич! И я-то, грешный, - Мы таем, учимся, и - верь - не безуспешно! Какие новые пружины и винты В гражданский механизм искусно вводишь ты! Какой из рук твоих, в жизнь дикого народа, Ручной голубкою влетела бы свобода! Я слушаю, лежу спокойно на софе И вижу, что и я, в особенной графе, В теории твоей стою, и так же точно Все - пирамидою, осмысленно и прочно Сложились шестьдесят мильонов русских душ! И как мы все цветем! О, богом данный муж! У всех одна лишь мысль, все трудимся мы вместе, Чтоб всё, что ты завел, стояло век на месте. Не только старики, - ты...
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: После бала ПОСЛЕ БАЛА Мне душно здесь! Ваш мир мне тесен! Цветов мне надобно, цветов, Веселых лиц, веселых песен, Горячих споров, острых слов, Где б был огонь и вдохновенье, И беспорядок, и движенье, Где б походило всё на бред, Где б каждый был хоть миг - поэт! А то - сберетеся вы чинно; Гирлянды дам сидят в гостиной; Забава их - хула и ложь; Танцует в зале молодежь - Девицы с уст улыбку гонят, По лицам их не разберешь, Тут веселятся иль хоронят... Вы сами бьетесь в ералаш, Чинопоклонствуете, лжете, Торгуете и продаете - И это праздник званый ваш! Недаром, с бала исчезая И в санки быстрые садясь, Как будто силы оправляя, Корнет кричит: "Пошел в танцкласс!" А ваши дамы и девицы Из-за кулис бросают взор На пир разгульный модной львицы, На золотой ее позор! 1850 Примечания Впервые - Стихотворения Аполлона Майкова, СПб., 1858, кн. 2, с. 201. Стих. "После бала", "Утопист" и "Старый хлам" были включены в сб. "Гражданские мотивы...", СПб., 1863. В предисловии составителя этого сборника А. П. Пятковского указывалось, что в издании "собраны лучшие произведения новейших русских поэтов, носящие на себе печать истинной любви к родине и гражданского служения ее благу". М. Е. Салтыков-Щедрин в рецензии (1863) на сб. "Гражданские мотивы..." писал, что стих. "После бала" не может рассматриваться как "гражданское" и что для такого рода произведений скорее подошел бы сборник "Эротическо-гражданских стихотворений" {см.: М. Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. в 20 тт., М., 1965-1977, т. 5, с. 334).
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: уж никто не в состоянии написать мой литературный портрет. Ну да бог с ней, с литературой! Уж что-то не пишется; видно довольно! 6 ... Примечания Рукописная копия. ИРЛИ. 17017. С. IХб1. 1 См. описание похорон А. А. Григорьева, состоявшихся 28 сентября 1864 г., в кн.: П. Д. Боборыкин. Воспоминания, т. I. M. --Л., 1965, стр. 395. 2 Всеволод Владимирович Крестовский (1840--1895} - беллетрист и поэт. Некоторые его стихотворения нравились Достоевскому. 3 Елизавета Васильевна Владимирова (1840--1918) - актриса Александрийского театра. 4 Павел Васильевич Васильев 2-й (1832--1879) - актер Александрийского театра, выдающийся интерпретатор образов Островского. 5 Лев Александрович Мей (1822--1862) - поэт и драматург. 6 В другом, недатированном письме Майкова к жене встречаются следующие строки об А. А. Григорьеве: "Я тебе во всяком письме писал, что Григорьев все еще в тюрьме; он был выпущен, но дня через четыре - умер. Ты знаешь, что сколь ни безобразно сложился этот человек, в нем были такие силы, утрата которых отзовется на всей литературе; и действительно, с ним кончилось целое направление нашей мысли, нашей критики, именно эстетической - и в связи со всеми жизненными явлениями. После Белинского - критика раздвоилась, как и Белинский, представляя два направления: 1) Белинский натуральный, как он был, и 2) Белинский, сбитый с толку политическими тенденциями. Последнее продолжалось Добролюбовым и окончательно теперь достигло своего апогея в "Русском слове", а первое, т. е. хорошая сторона Белинского,-- в Григорьеве. Ты знаешь, что я очень его любил, и потеря его для меня очень прискорбна... Сходит наше поколение со сцены! Заменяется новым... и, право, сам ли глупеешь, что нового никак принять не можешь, или новое так ново, что зелено и молодо, что и хорошо, что не...
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: знакомое. {Оно так известно в литературе, что его узнают по одному намеку, по одной черте: известно, какие люди дворовые! (Прим. А. Н. Майкова). } Такой человек недоволен "волей" потому, что она лишила его прежнего значения, что он уже по-старому не может удовлетворять своим страстям и порокам, и, разумеется, плачет по старине и ругает новое. Кто же не поймет, что брань на новый порядок в устах старого подлого холопа есть величайшая похвала благодетельной реформе, ныне у нас совершившейся. {Это то же, что плач взяточника по взяткам, плач подьячего по прежнему хаосу в законах и т. п. (Прим. А. Н. Майкова) . } Это ясно для каждого, кто имеет хоть какое-нибудь понятие о художественном образе. Надо брать смысл всей пьесы, а не отдельные выражения: ведь мой старик смешон тем, что в своих ламентациях плачет и о каруселях для гостей! Неужели не ясно! Далее: этот холоп пристает к ямщику, чтоб тот сказал, чего они хотят? Ямщик не находится, что отвечать: да разве инстинктивный еще человек может сказать что-нибудь определенное? А в его движении, что он поскакал, видно только, что он, по инстинкту, хочет и в жизни уйти от того порядка, который уни ч тожен уже правительством, уйти "как от волков", "как из-под тучи грозовой" и пр. Ведь этими чертами характеризуется старый крепостной порядок! А куда уйти? он и этого не может сказать, а к чему-то уже осуществляющемуся лучшему, что характеризуется последним стихом: А даль-то, даль --...
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем. Говоря так, мы думаем, что много сказали в пользу молодого поэта: можно быть человеком с дарованием и не обещать развития; только сильные дарования в первых произведениях своих дают залог будущего развития... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь, в эту печальную эпоху литературы, осиротелой и покрытой трауром, - теперь, когда лишь изредка слышится свежий голос искреннего чувства, более или менее звучный отголосок внутренней думы; теперь, когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв, слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов... Наша литература, несмотря на свою молодость и незрелость, уже свершила несколько фазов развития, уже дала не один факт для опытности ума мыслящего и наблюдательного. Из числа ее великих действователей нет почти ни одного, свободно и до конца развившего свои творческие силы... Но сколько было у нас талантов, так много обещавших и так мало выполнивших, так великими казавшихся еще недавно и так незначительных теперь!.. И все то благо, все добро! 3 Благодаря этому обстоятельству теперь только разве низшие слои публики, полуграмотная чернь, может принимать за поэзию дикие, изысканные и вычурные фразы и приходить в неистовый восторг от тривиального сравнения голубых глаз с небом, а черных - с адом... Точно так же теперь только разве необразованная, невоспитанная посредственность решится "призывать вдохновение на высь чела , венчанного звездой", выдумать "грудь, которая высоко взметалась беспредметною любовью" 4 , или отпускать другие подобные...